О чем статья: рассмотрены основные критерии работ, отнесенных к работам с повышенной опасностью.
В охране труда широко применяется понятие «работы с повышенной опасностью».
Но в то же время в законодательстве отсутствуют определения и критерии, на основании которых можно точно установить, какие же виды работ относятся к работам с повышенной опасностью.
Можно выделить один нормативный правовой акт (далее – НПА), в котором перечислены работы с повышенной опасностью в виде типового перечня. Это Инструкция № 175.
В приложении 1 к Инструкции № 175 определен типовой перечень работ с повышенной опасностью с 82 примерами.
Выполнение работы, которая включена в вышеуказанный типовой перечень, для профессии рабочих, квалификационными характеристиками которых предусмотрено выполнение этой работы, является кри-терием для включения данной профессии в перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку (пп. 23 и 25 Инструкции № 175), а также в перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 27 Инструкции № 175).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Надо ли разрабатывать свой перечень
Существует мнение, что в организации в обязательном порядке должен разрабатываться и утверждаться Перечень работ с повышенной опасностью. Сложившаяся практика также показывает, что от специалистов по охране труда проверяющие часто требуют разработки вышеуказанного перечня.
Однако такое мнение ошибочно. В НПА отсутствует требование о разработке и утверждении в организации Перечня работ с повышенной опасностью.
Подтверждает позицию автора и требование абз. 3 ст. 3 Указа № 510: «В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта».
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (вместе с Положением о порядке организации и проведения проверок, Положением о порядке проведения мониторинга), в редакции от 28.02.2019
(далее – Указ № 510).
Принятие решения о необходимости разработки Перечня работ с повышенной опасностью
Решение о необходимости разработки Перечня работ с повышенной опасностью руководитель организации принимает самостоятельно.
Рассмотрим 2 варианта:
– вариант 1: если организация для разработки своих локальных НПА применяет типовой перечень работ с повышенной опасностью, установленный в приложении 1 к Инструкции № 175, то дополнительно разрабатывать и утверждать Перечень работ с повышенной опасностью не требуется;
– вариант 2: если в организации считают, что типовой перечень работ с повышенной опасностью, установленный в приложении 1 к Инструкции № 175, не полном объеме охватывает виды работ, учитывающие специфику ее деятельности, то организация вправе самостоятельно разработать и утвердить Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых в организации, с учетом информации из типового перечня работ с повышенной опасностью, установленного приложением 1 к Инструкции № 175.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Мероприятия для обеспечения безопасной работы
Выполнение работ с повышенной опасностью – один из основных критериев для выполнения требований различных НПА, в соответствии с которыми возникает необходимость проведения дополнительных мероприятий для обеспечения безопасной работы, например:
1) контроль физического состояния работников путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров.
Так, работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст. 27 Закона об охране труда);
2) в новой редакции Директивы № 1 установлена обязанность руководителя обеспечивать систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров (подп. 1.2 п. 1 Директивы № 1).
Отметим, что определение «работы с повышенной опасностью» в вышеуказанных НПА отсутствует.
При этом достаточно часто возникают вопросы: кому из работающих, для каких конкретно работ и как часто проводить контроль физического состояния путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров?
В 1-м случае медицинский осмотр либо освидетельствование проводится перед началом работы, смены (предсменный) для работающих (работников) и видов работ, которые определены в перечне, утвержденном постановлением № 116/119. Решение руководителя о проведении работающим перед началом работы, смены освидетель-ствования можно оформить, например, приказом.
Для 2-го случая определенного ответа нет, так как, во-первых, отсутствует юридическое определение для понятия «работы с повышенной опасностью», во-вторых, термин «систематический контроль» не указывает на конкретную частоту проверок. Под систематическим контролем можно понимать повторяющийся планомерный контроль, для которого законодательно не установлена частота проверок. Проверки могут проводиться и ежедневно, и еженедельно, и 1 раз в месяц. В данном случае наниматель обязан самостоятельно принять решение о том, какой категории работников и как часто проводить контроль физического состояния. Данное решение необходимо оформить локальным актом, например приказом, перечнем, инструкцией и т.п. При этом контролирующие (надзорные) органы при определении правильности принятого решения нанимателем обязаны учитывать требование абз. 3 ст. 3 Указа № 510: в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Документ:
Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в редакции от 12.10.2015) (далее – Директива № 1).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (вместе с Инструкцией о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, Инструкцией о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих) (далее – постановление № 116/119).
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые общие правила по охране труда).
Работы с повышенной опасностью, на производство которых требуется выдавать наряд-допуск
В НПА отдельно выделены работы с повышенной опасностью, которые проводятся с выдачей нарядов-допусков.
Например, п. 18 Межотраслевых общих правил по охране труда установлено, что в организации исходя из особенностей производства составляется перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, который утверждается руководителем организации. Перечень лиц, имеющих право выдачи наряда-допуска, утверждается приказом руководителя организации.
Такие работы требуют осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством.
Также в п. 18 Межотраслевых общих правил по охране труда представлены примеры таких работ: огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и иные.
Какие работы можно считать «иными работами»
К иным работам можно отнести работы, перечни которых установлены НПА в различных сферах деятельности, например:
– виды работ согласно перечню, установленному в приложении 1 к Правилам работы на высоте;
– виды работ в строительном производстве согласно перечню, установленному в приложении Г к ТКП 45-1.03-40-2006;
– виды работ при ремонте водопроводных и канализационных сетей согласно перечню, установленному в приложении 3 к Правилам № 11/55;
– виды работ при работах в теплоиспользующих установках согласно перечню, установленному в п. 5.1 ТКП 459-2012.
Необходимость ведения журнала регистрации нарядов-допусков
Нередки случаи, когда от организации при проверке требуют представить журнал регистрации нарядов-допусков. Правомерно ли такое требование?
В НПА отсутствует прямое требование о необходимости регистрации и учете нарядов-допусков. Порядок управления документацией в делопроизводстве каждая организация устанавливает самостоятельно с учетом требований Инструкции по делопроизводству.
При ведении делопроизводства по решению организации одним из вариантов учета и регистрации нарядов-допусков действительно может быть журнал регистрации нарядов-допусков.
Документ:
Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила работы на высоте).
Документ:
ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.11.2006 № 334 (далее – ТКП 45-1.03-40-2006).
Документ:
Правила по охране труда при эксплуатации и ремонте водопроводных и канализационных сетей, утвержденные постановлением Минжилкомхоза и Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.04.2002 № 11/55 (далее – Правила № 11/55).
Документ:
ТКП 459-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей», утвержденный постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 26.12.2012 № 66 (далее – ТКП 459-2012).
Документ:
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству).
Виктор Акуленко, руководитель проекта
по консалтинговой деятельности
Научно-производственного унитарного предприятия
«Сфера техно ПЛЮС»; эксперт-аудитор в области
сертификации систем управления охраной труда
по СТБ 18001 Республиканского унитарного предприятия
«Республиканский центр охраны труда
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь»