Одна из самых опасных ситуаций, которая может возникнуть на стоянке предприятия, – это пожар в грузовом автомобиле. Особенно часто данная ситуация возникает в холодное время года при обогреве водителей непосредственно в автомобиле.
Как показывает практика, водители автотранспортных средств порой пренебрегают требованиями пожарной безопасности и подвергают опасности автомобили, груз и иные материальные ценности организации, на территории которого они находятся под загрузкой.
Отметим, что отделочные материалы интерьера кабины плохо противостоят огню, выделяют большое количество едкого ядовитого дыма и при возгорании автомобиль, как правило, полностью сгорает за несколько минут.
На ситуации попробуем разобраться, как избежать возникновения подобных ситуаций, когда грузовой автотранспорт находится на стоянке предприятия.
Ситуация
В декабре 2018 г. в 00:30 на стоянке одной из организаций произошло возгорание грузового автомобиля, находящегося в ожидании загрузки. Пожар потушили пожарные. Огнем полностью уничтожена кабина автомобиля.
В дальнейшем в ходе проверки по факту пожара установлено, что грузовой автомобиль въехал на территорию организации ночью, был размещен в соответствии со схемой размещения транспорта под загрузку на стоянке автотранспорта. С водителем автомобиля проведен инструктаж по правилам поведения на территории организации.
Грузовой автомобиль остался на стоянке организации во избежание многочисленных жалоб со стороны жильцов прилегающих домов.
Со слов водителя сгоревшего автомобиля, у него не работал штатный обогреватель кабины, поэтому он решил использовать бытовое газобаллонное оборудование для приготовления пищи и обогрева, которое возил с собой в кабине. Об этом он не уведомил сторожевую охрану предприятия.
При использовании открытого огня газовой горелки произошло возгорание обшивки кабины автомобиля. Исправными первичными средствами пожаротушения автомобиль обеспечен не был (огнетушитель и кошма отсутствовали). Водитель пытался самостоятельно потушить возгорание (огонь перешел в фазу пламенного горения), однако ему это не удалось. Он покинул кабину и обратился за помощью к работникам организации, которые, быстро оценив обстановку, вызвали пожарных и сообщили руководству.
Что нужно было сделать, чтобы избежать пожара?
В нашем случае все очевидно.
Во-первых, водитель не должен был оставаться на отдых в кабине автомобиля.
Во-вторых, водителю нельзя было пользоваться внутри кабины для обогрева и приготовления пищи открытым огнем газобаллонной установки, для которой водитель перевозил в кабине 2 баллона со сжиженным газом 5 и 27 л (в огне они взорвались, создав при этом дополнительную угрозу распространения огня).
В-третьих, администрация организации должна была принять меры, исключающие ночевку водителя в кабине автомобиля.
Мероприятия по недопущению возникновения возгорания
Для обеспечения пожарной безопасности необходимо продумать и предусмотреть компенсирующие мероприятия по недопущению возникновения возгорания:
– не устанавливать автотранспортные средства в количестве, превышающем норму;
– не нарушать способ их расстановки, не уменьшать расстояние между ними и зданиями (сооружениями);
– не оставлять на территории организации транспортные средства при наличии течи из топливных баков, топливопроводов, карбюраторов, с неисправными системами электрооборудования, а также с открытыми горловинами топливных баков;
– не допускать хранения баллонов с газом (из-под газа) в кабине автомобиля (информировать об этом водителей при заезде на территорию организации).
Владимир Садовский, инженер
по ПБ ОАО «Борисовский ДОК»