Транспортно-технологические схемы и область их применения
Порядок разработки транспортно-технологических схем, определяющий, из каких разделов и глав должны состоять транспортнотехнологические схемы, каково их содержание, с кем они должны согласовываться и кем утверждаться, в каких случаях пересматриваться, не регламентирован каким-то одним НПА.
Вместе с тем требование о разработке транспортно-технологических схем упоминается в ряде НПА, в частности:
- в Межотраслевых общих правилах по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70;
- Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165;
- Межотраслевых правилах по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.01.2018 № 12;
- Межотраслевых правилах по охране труда при производстве крахмальной продукции, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 23.03.2010 № 46;
- Межотраслевых правилах по охране труда при производстве маргариновой и майонезной продукции, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.11.2009 № 141;
- Нормах и правилах по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности», утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 20.01.2012 № 7;
- Нормах и правилах по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных электростанций», утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 12.10.2017 № 43;
- Правилах по обеспечению промышленной безопасности при переработке соляных руд, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 30.06.2014 № 20;
- Правилах охраны труда на объектах почтовой связи Республики Беларусь, утвержденных постановлением Минсвязи Республики Беларусь от 17.10.2006 № 29;
- Правилах по охране труда для организаций, осуществляющих полиграфическую деятельность, утвержденных постановлением Мининформа Республики Беларусь от 06.10.2010 № 11.
Отметим, что способ схематического оформления соответствующих требований находит применение в виде схемы движения транспортных средств по территории организации, схемы строповки грузов, плана эвакуации при пожаре и пр.
Транспортно-технологические схемы каждая организация должна сама разработать и определить их содержание, порядок согласования, утверждения, пересмотра, введения в действие, исполнения их требований.
Данная схема предназначена для установления порядка транспортировки грузов в технологических процессах, а также организации движения перевозящих грузы транспортных средств по территории организации и в производственных помещениях.
От редакции:
вышеуказанные сведения вносит в схему инженер-технолог (либо иной специалист). Раздел «Требования по охране труда работающих и другие обязательные требования безопасности труда» заполняет инженер по охране труда.
Транспортировка грузов связана с их разгрузкой в месте прибытия и погрузки на месте отправления, а также при перемещении груза на места хранения и производственные участки.
Транспортно-технологическая схема может содержать графическую и текстовую части, в которых должно быть регламентировано, как должны транспортироваться в технологическом процессе исходные материалы, комплектующие изделия, готовая продукция и отходы производства, каким образом должны осуществляться их складирование и хранение.
Порядок учета требований безопасности при разработке технологических документов для производства тех или иных видов работ, в которых отражаются вопросы транспортирования исходных материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и отходов производства, установлен в соответствующих НПА.
Выполнение требований безопасности и гигиены труда предусматривается в технологической документации, охватывающей все основные и вспомогательные операции технологического процесса, в т.ч. операции технического контроля, перемещения (транспортирования), межоперационного хранения (складирования) объектов обработки и уборки технологических отходов с рабочих мест, их хранения, переработки и отправки на утилизацию.
Включение требований по охране труда в технологические документы, установленные стандартами Единой системы технологической документации (ЕСТД), а также в документацию по безопасности труда предусмотрено, в частности:
- Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70;
- ГОСТ 12.3.002-2014 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», введенным в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 14.10.2016 № 79.
Выполнение требований безопасности и гигиены труда должно быть предусмотрено при разработке технологических процессов с отражением этих требований в разрабатываемых технологических документах. Данные требования содержат:
- ГОСТ 3.1102-2011 «Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов», введенный в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31.08.2011 № 64;
- ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации», введенный в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3.
Для рабочих конкретное содержание, объем, порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами (п. 8 Общих положений ЕТКС).
Технологические карты в строительстве
Технологические карты имеют широкое применение во многих отраслях производства. В области строительства эти требования установлены, в частности:
- ТКП «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» (ТКП 45-1.01-159-2009 (02250)), утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 30.09.2009 № 324 (далее – ТКП 45-1.01-159-2009);
- ТКП «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)), утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396.
Справочно:
в состав проекта производства работ (ППР), разрабатываемого подрядной организацией, входят типовые технологические карты по видам работ, а при их отсутствии в Едином республиканском реестре – технологические карты и технологические схемы на выполнение отдельных видов работ, привязанные к объекту, местным условиям строительства, с отражением последовательности и методов производства работ, применяемых машин и механизмов, приспособлений, монтажной оснастки, а также содержащие указания (решения) по безопасному производству работ (подп. 11.3 п. 11 ТКП 45-1.03-161-2009).
Технологические карты разрабатываются с целью обеспечения строительной деятельности рациональными решениями по организации и технологии производства строительно-монтажных работ, способствующими повышению производительности труда в строительстве и качества строительно-монтажных работ, снижению стоимости строительства с одновременным соблюдением требований по охране труда и окружающей среды при производстве работ.
В зависимости от сложности строительного объекта проекты организации строительства и производства работ, технологические карты разрабатываются проектными институтами или непосредственно строительно-монтажными организациями.
Технологические карты должны выполняться в виде текстовой части, плана, схемы, на которых должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути, проходы для работающих, крановые рельсовые пути и зоны, обслуживаемые кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку, разгрузку грузов и описание выполняемых технологических операций.
На основании технологических карт разрабатываются нормативы расхода ресурсов, которые учитывают прогрессивную технологию производства работ и экономически обоснованные нормы расхода трудовых и материальных ресурсов.
Технологические карты при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
Технологические карты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ должны определять безопасные зоны для стропальщиков и сигнальщиков и разрабатываться с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76 «Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», введенного в действие Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3.
Особенности условий выполнения погрузочных операций, вредные и (или) опасные свойства грузов, их форма, габариты, вес и т.д. определяют требования к машинам и механизмам по их транспортировке и способам выполнения работ, что, в свою очередь, требует индивидуального подхода к составлению технологических карт на такие работы.
В технологической карте на производство погрузочно-разгрузочных работ должно быть заложено пооперационное выполнение работ с указанием безопасных мест для стропальщика при каждой операции подъема или опускания груза. В составлении данной части карты должен принимать участие инженер по охране труда. Также карта должна содержать конкретные решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение требований НПА по охране труда.
Исходными данными для разработки в технологической карте положений по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ являются:
- действующие НПА, в т.ч. обязательные для исполнения технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
- инструкции организаций-изготовителей подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования, применяемых в процессе работ.
В технологической карте:
- указывают опасные и (или) вредные производственные факторы, которые могут возникнуть при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанные с технологией и условиями производства работ;
- определяют зоны возможного действия опасных и (или) вредных производственных факторов, а также предусматривает мероприятия по предупреждению их воздействия на работающих;
- указывают схемы расстановки рабочих при групповой работе по погрузке и перемещению грузов;
- указывают схемы укладки грузов на транспортных средствах и при штабелировании.
Важно!
Технологические карты (проекты производства работ) являются локальным правовым актом, за нарушение требований которых работники несут ответственность так же, как за нарушение инструкций по охране труда. В них указываются порядок и последовательность безопасного выполнения работы. Изучать технологические карты работники должны под подпись.
С технологическими картами на производство погрузочно-разгрузочных работ должны быть ознакомлены под подпись лица, ответственные за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, а также работающие, выполняющие погрузочно-разгрузочные и складские работы (крановщики, стропальщики и др.).
При выполнении работ с применением подъемно-транспортных машин, грузоподъемного оборудования в технологических картах необходимо предусматривать:
- выбор типов подъемно-транспортных машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ;
- выполнение мероприятий, ограничивающих зону работы подъемно-транспортных машин, для предупреждения возникновения опасных факторов в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы подъемно-транспортных машин.
Для обеспечения безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть разработаны схемы строповки грузов, в которых указываются:
- графическое изображение способов строповки и зацепки грузов в зависимости от их вида, массы, формы;
- съемные грузозахватные приспособления, тара и другие средства для транспортирования соответствующих грузов;
- специальные устройства, строповочные узлы, используемые для строповки крупногабаритных грузов в зависимости от положения центра тяжести. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе.
Абсолютно логично, что в технологических картах на производство погрузочно-разгрузочных работ должны быть определены маршруты движения транспортных средств, места их установки под погрузку, разгрузку, стоянки и др.
На места производства погрузочно-разгрузочных работ и к подъемно-транспортным машинам и грузоподъемному оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке, разгрузке подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортными машинами и грузоподъемным оборудованием.
Несколько повторяясь, отметим, что важнейшим элементом разработки технологии погрузки, разгрузки, перемещения и складирования грузов является выбор транспортно-технологической схемы.
Каждая транспортно-технологическая схема может быть представлена в виде набора типовых операций, сформированных в блоки. Из этих блоков формируется вся технологическая цепочка.
Главными факторами, определяющими выбор транспортно-технологических схем, являются вид перемещаемого груза и условия его производства и использования.
В транспортно-технологических схемах должно быть предусмотрена установка соответствующих дорожных знаков, в соответствии с которыми организуется движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ.
Подытожим сказанное.
Транспортно-технологические схемы должны устанавливать порядок выполнения всех операций, начиная с приема поступающих грузов, их размещения, доставки к рабочим местам, временного хранения на рабочих местах готовой продукции, ее доставки на склады и отправки (отпуска) потребителям.
Технологические документы могут быть оформлены не только на бумажных, но и на электронных носителях информации.
Заметим также, что совершенствовать технологические процессы, осуществлять разработку новых и актуализацию ранее разработанных технологических документов либо участвовать в их разработке является обязанностью многих специалистов, а не только тех, в наименовании должности которых имеется слово «технолог».
Документ:
Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (Общие положения ЕТКС).