В № 17 журнала «Я – специалист по охране труда» в рубрике «Актуальный комментарий» мы опубликовали статью В. Семича «Об изменениях и дополнениях в Правилах расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в которой автор проанализировал внесенные изменения и дополнения, а также предложил дальнейшее совершенствование текста Правил расследования.
В этом номере журнала мы предлагаем читателям изучить мнение практикующего инженера по охране труда, имеющего опыт (более 20 лет) в проведении специальных расследований. Он рассказал, на какие изменения и дополнения, внесенные постановлением № 654 в Правила расследования, следует обратить внимание.
Что изменилось в Правилах расследования: взгляд специалиста
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2015 № 654 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30» (далее – постановление № 654).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» (далее – Указ № 165).
Документ:
Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее соответственно – Положение о страховой деятельности, Указ № 530).
Необходимость внесения изменений (уже одиннадцатых по счету с момента утверждения документа) вызвана прежде всего приведением Правил расследования в соответствие с Указом № 165, которым, в свою очередь, были внесены изменения в Указ № 530 и в Положение о страховой деятельности.
Исключены термины «наниматель» и «работник»
Существенным изменением Правил расследования является исключение из Правил расследования терминов «наниматель», определяемого Трудовым кодексом Республики Беларусь как «юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником», и «работник», определяемого как «лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора». Теперь вместо термина «наниматель» применяется более общий термин «страхователь»; а вместо термина «работник» применяется термин «работающие», определяемый как (подп. 2.4 п. 2 Правил расследования) граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства:
– выполняющие (выполнявшие) работу на основании трудового договора (контракта);
– являющиеся лицами, назначенными на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов, а также судьями;
– выполняющие (выполнявшие) оплачиваемую работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также руководителей организаций – единственных собственников имущества;
– военнослужащие Вооруженных Сил, других воинских формирований, лиц рядового и начальствующего состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, Государственного комитета судебных экспертиз при выполнении в организациях работ, не связанных с несением военной службы, исполнением служебных обязанностей;
– содержащиеся в организациях уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;
– проходящие обучение, трудовую реабилитацию и (или) практику на производстве, а также лица, привлекаемые к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;
– привлекаемые в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к оплачиваемым общественным работам;
– работающие на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем;
– являющиеся (ст. 30 Кодекса Республики Беларусь об образовании) обучающимися (за исключением курсантов и слушателей) и привлекаемые к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, а также являющиеся клиническими ординаторами.
Таким образом, Правила расследования закрепили то фактически сложившееся положение, когда наниматель и работник – это всего лишь частный случай общего круга субъектов права, на которых распространяется действие Правил расследования.
Важно!
В целом Правила расследования распространяются на всех работающих независимо от того, какой договор между ними и работодателем заключен: трудовой или гражданско-правовой.
Уточнен порядок действий страхователя при несчастном случае
Новая редакция Правил расследования уточняет порядок действий страхователя при получении сообщения о несчастном случае, в частности, добавлено требование о немедленном, в течение 1 рабочего дня, направлении в органы здравоохранения запроса о тяжести производственной травмы, а также установлен срок информирования страховщика о несчастном случае в течение 1 рабочего дня с даты получения заключения.
Также установлен срок, в течение которого организация здравоохранения обязана выдать заключение о тяжести травмы – не более 3 дней с момента получения запроса страхователя.
Кроме того, по запросу страхователя лечебное учреждение обязано в течение 5 дней представить страхователю информацию о фактах обращения потерпевшего за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболеваний, диагнозе, а в случае смерти – и информацию о результатах патологоанатомического исследования.
Определен круг лиц, имеющих право представлять интересы потерпевшего
В новой редакции Правил расследования уточнен круг лиц, имеющих право представлять интересы потерпевшего, при этом лицо, представляющее интересы потерпевшего, обязано иметь доверенность, оформленную в установленном порядке (если потерпевший жив), а в случае смерти потерпевшего его интересы представляет один из родственников.
В то же время, как и ранее, эти лица имеют право принимать участие в расследовании несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; знакомиться у страхователя с документами расследования несчастного случая, профессионального заболевания, получать от него копии названных документов.
В расследовании несчастного случая может участвовать руководитель стороннего юридического лица
Введено дополнение в п. 18 Правил расследования, оговаривающий круг лиц, принимающих участие в расследовании несчастного случая. Теперь страховщик может официально пригласить для участия в расследовании руководителя стороннего юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда.
Теперь случай считается непроизводственным
В новой редакции изложен подп. 24.4 п. 24 Правил расследования, согласно которому несчастный случай по результатам расследования оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП, если повреждение здоровья, смерть потерпевшего произошли:
– при выполнении работы, не порученной уполномоченным должностным лицом организации, страхователя;
– в случаях изготовления потерпевшим в личных целях каких-либо предметов или при самовольном использовании в личных целях транспортных средств, механизмов, оборудования, инструментов, приспособлений организации, страхователя;
– выполнении государственных или общественных обязанностей;
– не при следовании по территории организации, страхователя к рабочему месту и обратно;
– не при приведении в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты;
– не при выполнении предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий;
– а также в других случаях – не при исполнении потерпевшим трудовых обязанностей, не при выполнении работы по заданию организации, страхователя.
Пример
Если попытаться спрогнозировать последствия применения данного пункта, то не будет считаться производственным случай, когда председатель профкома получил травму, занимаясь делами по профсоюзной линии (выполнение общественных обязанностей); когда работающий по собственной инициативе, без указания руководителя, решил помочь коллеге в выполнении каких-либо действий (при выполнении работы, не порученной уполномоченным должностным лицом страхователя), когда бухгалтер упал на улице и получил травму, направляясь в банк, обслуживающий организацию (не при следовании по территории организации, страхователя, к рабочему месту и обратно), и т.п.
Правила расследования в новой редакции вернули требование о том, что акт формы НП составляется в 4 экземплярах, а не в 3, как было ранее.
Куда направить жалобу на заключение о тяжести производственной травмы.
Пункт 40 Правил расследования в новой редакции конкретизировал понятие «вышестоящая организация здравоохранения» для целей обжалования страховщиком заключения о тяжести производственной травмы: главные управления, управления (отделы) здравоохранения областных исполнительных комитетов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома и Минздрав.
Страховщик не обязан самостоятельно определять степень тяжести травмы
Уточнено, что страховщик немедленно сообщает заинтересованным органам о несчастных случаях со смертельным исходом и групповых несчастных случаях. Со страховщика снята обязанность самостоятельно определять степень тяжести травмы в соответствии со схемой определения тяжести: о несчастных случаях, приведших к тяжелым производственным травмам. Теперь организация, страхователь в течение 1 рабочего дня информирует заинтересованные органы и организации только после получения заключения организации здравоохранения о тяжести производственной травмы потерпевшего.
О технических причинах несчастного случая информируют представители уполномоченных органов
В новой редакции Правил расследования конкретизировали степень участия в специальном расследовании представителей уполномоченных органов, которые теперь обязаны при участии в расследовании представить государственному инспектору труда, проводящему расследование, акт (заключение) о технических причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения требований технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев.
Определена дата окончания специального расследования
Установлено, что датой окончания специального расследования является дата подписания государственным инспектором труда своего заключения, соответственно в срок расследования не включается время, необходимое для оформления и утверждения акта формы Н-1 (НП), тиражирования, комплектования документов расследования по перечню, составленному государственным инспектором труда, – на эти действия страхователь имеет 1 рабочий день. Еще 1 день после окончания расследования дается государственному инспектору труда для рассылки документов.
Справочно:
в случае отказа страхователя от составления акта этот акт составляет государственный инспектор труда и его утверждает главный государственный инспектор труда области (г. Минска).
Новые документы, включаемые в состав документов специального расследования
Правилами расследования узаконено включение в состав документов специального расследования протокола осмотра места происшествия, составленного сотрудниками правоохранительных органов. В перечень документов добавлен акт уполномоченного органа надзора, уточнен перечень материалов о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности – к документам специального расследования относится только постановление об административном правонарушении (помимо этого, при рассмотрении дела составляются протокол по делу об административном правонарушении, протокол опроса правонарушителя и др.).
Виктор Серый, инженер по охране труда