Требования безопасности при эксплуатации устройств непрерывного действия устанавливаются Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.04.2007 № 54 (далее – Межотраслевые правила).
В производстве используются различные по конструкции виды конвейеров и устройств непрерывного действия, такие как ленточные, пластинчатые, цепные, тележечные, винтовые, вибрационные, инерционные конвейеры и другие.
Работодатели должны обеспечить эксплуатацию устройств непрерывного действия в соответствии с требованиями охраны труда.
В этих целях приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов должны быть назначены лица, ответственные за безопасную эксплуатацию транспортных средств непрерывного действия. В организациях с малым числом транспортных средств непрерывного действия исполнение этих обязанностей может быть возложено на одного из работников организации. В структурных подразделениях организации ответственность за безопасную эксплуатацию транспортных средств непрерывного действия возлагается на руководителей данных структурных подразделений.
К эксплуатации транспортных средств непрерывного действия допускаются лица соответствующей профессии, должности и квалификации, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в установленном законодательстве порядке, не имеющие медицинских противопоказаний.
Ввод конвейера в эксплуатацию осуществляется на основе результатов приемо-сдаточных испытаний. Для обеспечения исправного состояния и работоспособности конвейер должен систематически проходить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт в соответствии с эксплуатационной документацией организации-изготовителя.
Устройства непрерывного действия должны быть оборудованы необходимыми ограждениями, блокировками и сигнализацией.
У конвейеров, обеспечивающих транспортировку материалов на значительные расстояния, органы управления должны иметь возможность остановки этих транспортных средств из нескольких мест. При наличии нескольких пусковых устройств должен исключаться несогласованный пуск и пуск оборудования без предварительной подачи звукового и светового сигналов. Поверхности органов управления, предназначенных для действия в аварийных ситуациях, должны быть окрашены в красный цвет.
Части транспортных средств непрерывного действия, представляющие опасность для работников и которые по их функциональному назначению не могут быть закрыты кожухом, щитком и другим защитным приспособлением, окрашиваются в сигнальные цвета с установкой знаков безопасности.
Необходимо отметить, что вспомогательные операции (уборка, смазка, чистка, регулировка оградительных, предохранительных, тормозных и других устройств), а также работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств непрерывного действия выполняются после их выключения. При этом транспортное средство непрерывного действия необходимо отключить от всех источников энергии и принять меры против случайного включения. Кроме того, не допускается очищать устройства непрерывного действия путем обдува сжатым воздухом.
На рабочих местах обслуживания конвейера или конвейерной линии должны быть размещены таблички, разъясняющие значения применяемых средств сигнализации и режим управления конвейером.
Движущиеся части конвейеров ограждаются в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.
Ограждения приводных и натяжных станций конвейеров, дверцы и крышки, позволяющие их снять или открыть без применения специального инструмента, снабжаются приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и должны быть сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.
Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях оборудуются аварийными кнопками для остановки конвейера «Стоп» грибкового типа. При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.
Конвейеры с открытой трассой в местах повышенной опасности, а также конвейеры большой протяженности (более 10 м) дополнительно оборудуются выключающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для его обслуживания.
В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.
Основными условиями безопасности при эксплуатации конвейеров являются:
выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и регулировке конвейера (исправление смещения (сбега) ленты, устранение ее пробуксовки и тому подобные работы) – только после остановки конвейера;
ограждение приводных и натяжных барабанов, тяговых органов конвейера;
установка на подвижной каретке натяжной станции двух концевых выключателей: одного – для отключения конвейера при перегрузке тяговых органов, другого – для остановки конвейера при обрыве тягового органа.
Соблюдая установленные нормы при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия возможно избежать аварийных ситуаций, в том числе с травмированием работников.
Источник: Департамент госинспекции труда