При организации и проведении работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог должны соблюдаться требования Отраслевых правил по охране труда при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 14 (далее – Правила), Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70, а также иных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда, сообщается на сайте Департамента госинспекции труда.
Работники организаций, осуществляющих дорожную деятельность, должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 166. Кроме средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, при необходимости выдаются другие средства индивидуальной защиты (респираторы, противогазы, наушники, беруши, защитные очки, рукавицы, перчатки, сигнальные жилеты с элементами из световозвращающего материала и тому подобное), соответствующие условиям работы и обеспечивающие безопасность труда. При строительстве, реконструкции, ремонте автомобильных дорог работники обязаны носить защитные каски, застегнутые на подбородочные ремни. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.
В организации, осуществляющей дорожную деятельность, исходя из особенностей производства, составляется перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, утверждаемый руководителем организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Допуск на производственную территорию, строительные объекты, в производственные и санитарно-бытовые помещения посторонних лиц, а также нахождение работников в зоне действия рабочих органов строительно-дорожных машин не допускается.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены предохранительные защитные ограждения, а на границах зон потенциально действующих опасных производственных факторов - сигнальные ограждения или знаки безопасности. При производстве работ в указанных зонах следует осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работников. Технологические карты на выполнение отдельных видов работ должны быть привязаны к конкретному объекту строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог. Работники перед началом работ знакомятся с проектом производства работ под роспись.
Места производства работ в условиях уличного движения следует ограждать в соответствии с утвержденной местной инструкцией по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков и схемами, составленными с учетом движения и производства работ.
Для ограждения мест производства работ следует применять:
штакетный барьер высотой 1,2 м, окрашенный в белый и красный цвета параллельными горизонтальными полосами шириной по 130 мм;
сплошные инвентарные щиты высотой 1,2 - 1,3 м с красной каймой шириной 250 мм по контуру щита, со знаком, обозначающим производство ремонтных работ, наименованием организации, ведущей работы;
дорожные специальные переносные знаки, устанавливаемые в соответствии с правилами дорожного движения
Садиться на ходу в транспортные средства, проезжать на их подножках и крыльях, ковше или стоя в кузове не допускается.
Машины дорожные мобильные, установки асфальтосмесительные, землеройные машины, машины для транспортирования, разбрызгивания и распределения асфальтобетона, машины для обработки дорожных покрытий и тому подобное, а также оборудование, используемое при строительстве автомобильных дорог, должны иметь паспорт, комплект эксплуатационной документации и соответствовать требованиям, изложенным в действующих нормативных правовых актах.
При выполнении дорожных работ вдоль не закрытых для движения транспортных средств дорог организация, осуществляющая дорожную деятельность, производящая работы, должна составлять планы обустройства мест дорожных работ с указанием вида работ и сроков их выполнения. Вдоль проездов устанавливаются дорожные знаки согласно СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия», утвержденному и введенному в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26 февраля 1998 г.№ 2.
Планы обустройства должны разрабатываться в соответствии с требованиями РД 0219.1.31-2003 «Обустройство мест производства работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, улиц и дорог населенных мест», утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28 февраля 2003 г., и согласовываться с Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - ГАИ). Согласованные с органами ГАИ и утвержденные руководителем организации, осуществляющей дорожную деятельность, планы обустройства служат разрешением на проведение работ. Не допускается отклонение от утвержденных планов обустройства.