Поведены итоги обсуждения проекта изменения в Декрет о развитии предпринимательства в части обращения с отходами производства

06 января 2021
525 просмотров

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды проведено общественное обсуждение проекта Декрета Президента Республики Беларусь «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», которым предусмотрено внесение изменений в Декрет от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 16 по 26 декабря 2020 г. Также замечания и предложения можно было направлять организатору общественного обсуждения на электронную почту.

Замечания и (или) предложения по проекту нормативного правового акта поступили от трех участников публичного обсуждения, результаты рассмотрения которых приведены в сводной таблице.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта Декрета Президента Республики Беларусь «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – проект Декрета)

Участники обсуждения, структурный элемент проекта Декрета

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае не учета)

Редакция (в случае учета)

Мария, 17.12.2020 10:55

Структурный элемент проекта Декрета не указан

Цитата:

«В соответствии с вносимыми изменениями требования по назначению ответственных, разработке инструкций по обращению с отходами и т.д. не будет распространяться на любые субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность, включенную в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган. В этот перечень входит оптовая и розничная торговля, за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии). К таким товарам относятся нефтепродукты, ювелирные изделия, алкоголь и табачные изделия. С точки зрения обращения с отходами торговля этими товарами, за исключением нефтепродуктов, не требует большего регулирования, чем торговля другими продовольственными и непродовольственными товарами. При таком внесении изменений оказывается, что крупный торговый объект при отсутствии алкоголя и табачных изделий в ассортименте вправе не разрабатывать инструкцию, не проводить инвентаризацию отходов, в то время как небольшие специализированные магазины алкоголя, ювелирных изделий обязаны выполнять эти требования. Предлагаю первый абзац п. 5.14. Декрета изложить в следующей редакции: «5.14 при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень, а также при осуществлении оптовой и розничной торговли товарами, на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии), за исключением торговли нефтепродуктами, субъекты хозяйствования вправе:»

Проектом Декрета предлагается освободить от обязанности разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, вести учет отходов и проводить их инвентаризацию, разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов производства, а также назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, всех индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по подготовке, захоронению, обезвреживанию и (или) использованию отходов.

Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие «оптовую и розничную торговлю товарами, на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии), за исключением торговли нефтепродуктами», также будут освобождены от указанных выше обязанностей в области обращения с отходами.

Фома A, 17.12.2020 17:36

Структурный элемент проекта Декрета не указан

Цитата:

«1. Подстрочный 9 к п. 3.9 вводит всех в заблуждение и неопределенность, по крайней мере, в области использования атомной энергии. С одной стороны требования п. 3.9 не распространяются на указанные сферы, а с другой стороны для этих сфер не определены иные порядки установления обязательности ТКП и стандартов, кроме как через Закон «О техническом нормировании и стандартизации», где порядок установления обязательности такой же, как и в п.  3.9 Декрета № 7. То, что для области использования атомной энергии особый порядок применения ТКП и стандартов не определен, было подтверждено результатом правового мониторинга НЦЗПИ в отношении Закона «О техническом нормировании и стандартизации». А тут в Декрете уже требуется непосредственное применение такого порядка, которого нет. Предлагается подстрочный 9 к п. 3.9 исключить и дать работать в этом направлении тематическим законодательствам и нормативным правовым актам. В этом направлении надо еще раз дать поручение республиканским госорганам (Госстандарту, Минэнерго, МЧС) реализовать или убрать из законодательства пустые отсылки и бланкетные нормы.

2. Предлагается исключить подстрочный 10 к п. 3.10, поскольку это поощряет ретроградство в Беларуси. Сейчас требуются передовые и современные знания по вопросу использования атомной энергии в отношении атомной электростанции и научных ядерных исследований. Эти документы уже в России и Украине переработаны и переделаны с учетом актуальной государственной инфраструктуры. Техническая информация из этих должна быть тщательно рассмотрена и трансформирована в формат ТКП, стандартов или норм и правил.

3. Многие положения Декрета № 7 дублируют положения законов из соответствующих отраслей деятельности, что делает эти копирования норм тут бессистемными.»

Не относится к предмету правового регулирования проекта Декрета

Светлана, 21.12.2020 16:35

По проекту в целом

Цитата:

«Внесением изменений в Декрет № 7 увеличивается нагрузка на индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, что идет в противоречие требованиям Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 01.07.2020 № 148. Предлагаемые изменения в Декрет № 7 устанавливают несколько противоречивые нормы ведения бизнеса, что в свою очередь противоречат сути Декрета № 7. В результате осуществления любого вида деятельности образуются отходы, если принимать во внимание термины и их определения, установленные Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами», которые подготавливаются субъектом хозяйствования (собственником отходов) для использования, например, тюкованием макулатуры для удобства транспортировки, прессованием ПЭТФ-бутылки для удобства транспортировки, разборкой мебели (стульев и иных видов) с целью отделения металла, ткани, полимеров и передачи их на объекты использования/захоронения. Соответственно подготовка – самостоятельный процесс, осуществляющий любым субъектом хозяйствования, как индивидуальным предпринимателем, так и микроорганизацией, так и просто организацией. Иные примеры. Пример 1. Если в микроорганизации или у индивидуального предпринимателя, который ведет подготовку, использование, или обезвреживание отходов, в штате числится 4 специалиста, из них 2 рабочих, как возможно распределение ответственности между ними? Возложение ответственности на работников в микроорганизации и у ИП противоречит абзацу 7 п. 1 Декрета № 7 от 23.11.2017, в котором основным принципом микроорганизаций и ИП является персонализация ответственности руководителя.

Пример 2. Микроорганизации, занимающиеся переработкой древесины, образуют отходы от распиловки, отходы коры, отходы смеси нефтепродуктов от эксплуатации оборудования, изношенные шины от эксплуатации оборудования, при этом, основываясь на положениях Декрета № 7, могут храниться в местах временного хранения отходов, расположенные в пределах земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, и допустимое количество накопления отходов производства не устанавливается, отходы не должны инвентаризироваться, вести их учет, разрабатывать нормативы образования отходов производства и т.д.

Пример 3. Микроорганизации, занимающиеся строительно-монтажными работами, сносом зданий и сооружений, образуют большое количество строительных отходов, которые также могут в любых объемах накапливаться на строительных объектах при этом им не потребуется разработка природоохранной документации: инвентаризация отходов, назначение ответственных об обращении с отходами, расчет нормативов образования отходов, разработка инструкций по обращению с отходами производства и др. Данные примеры отражают, отсутствие необходимости внесения изменений в Декрет № 7, так как имеются иные производства, у которых объемы образования и обращение с отходами схожи с деятельностью по подготовке, использованию и (или) обезвреживанию отходов, и не понятно почему одним субъектам хозяйствования не требуется разработка природоохранной документации, а переработчикам – требуется. Соответственно возникают дополнительные обязанности, что влечет увеличение себестоимости и соответственно падает конкурентоспособность продукции у всех микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей, что, на наш взгляд, противоречит основным посылам для развития предпринимательства, заложенным в Декрет № 7. Также хотим отметить, что Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» в полной мере не содержит классификацию деятельности по подготовке, захоронению, обезвреживанию и (или) использованию отходов, что вызовет соответствующие затруднения в соотнесении указанной деятельности. Деятельность микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей в части использования отходов в настоящее время поставлена в неравные условия. Так, деятельность по использованию отходов 1–3 класса опасности, обезвреживанию отходов 1–3 класса опасности отнесена к экологически опасной деятельности. При том что использование отходов 4 класса опасности и неопасных отходов, а равно и обезвреживание отходов 4 класса опасности и неопасных не отнесено к экологически опасной деятельности. При этом в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при осуществлении экологически опасной деятельности организация должна создавать службу охраны окружающей среды. При этом в соответствии с требованиями законодательства о труде, служба – количество не менее 3 человек. Соответственно, индивидуальные предприниматели не могут осуществлять указанную деятельность. При этом микроорганизация, осуществляющая соответствующую деятельность при использовании/обезвреживании отходов 4 класса опасности и неопасных, такую службу иметь не должна и, собственно, такую деятельность может осуществлять и индивидуальный предприниматель. Вместе с тем, например, технологии использования дробления в щепу древесных отходов 4 и 3 класса опасности аналогичны. При этом разные требования по штатному составу и составу документации. Сама формулировка «деятельности по подготовке, захоронению, обезвреживанию и (или) использованию отходов» предусматривает собой деятельность, включающую деятельность по подготовке отходов и захоронению отходов и обезвреживанию отходов и (или) использованию отходов, либо это независимые виды деятельности – подготовка отходов, захоронение отходов, обезвреживание отходов, использование отходов как индивидуальные виды деятельности. В соответствии с технологиями эксплуатации объектов захоронения отходов, утвержденными Минприроды, Минжилкомхозом и иными заинтересованными органами государственного управления, штат эксплуатации составляет не менее 25 человек, что соответственно никак не может быть отнесено к деятельности микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей. Подводя итог всему описанному, считаем, что предлагаемые изменения трудоемкие для исполнения и при этом будут ущемлены права одних микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей к другим микроорганизациям и индивидуальным предпринимателям. Основываясь на вышеизложенном и руководствуясь статьей 14, статьей 22 Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 01.07.2020 № 148 «О поддержке малого и среднего предпринимательства», предлагаем рассмотреть наши замечания и уравновесить права всех индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций. Дополнительно для совершенствования деятельности в области обращения с отходами предлагаем следующее.

Установить нормативный срок временного хранения отходов с учетом опасных свойств на уровне акта законодательства (например, в дополнительный столбец в Классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь) и массу накопления транспортной единицы. В настоящее время данный вопрос полностью не урегулирован, трактуется в разных территориальных органах Минприроды на усмотрение инспектора, нет единообразия применения законодательства. Отсутствуют методики расчета объемов допустимого накопления.

Более детально закрепить на уровне актов законодательства термин и его определение (подготовка отходов). В настоящее время дан термин, его определение и больше ничего. Кроме того, требования по отражению указанной деятельности по обращению с отходами отсутствуют в Инструкции по обращению с отходами, разработка которой осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 45, и соответствующим актом законодательства не установлены.

Определить единые требования в области отнесения к экологически опасной деятельности в зависимости от технологий использования и опасности для компонентов окружающей среды.

Четко разграничить понятие «хранение отходов». На сегодняшний день в Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» объекты хранения отходов – сооружения, предназначенные для хранения отходов. Хранение отходов в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на подготовку, захоронение, обезвреживание и (или) использование. Контролирующие органы могут трактовать, что временное хранение должно осуществляться на объектах хранения отходов и в соответствии с требованиями природоохранного законодательства требуется их регистрация в реестре хранения отходов и получение разрешения на хранение, т.е. каждый контейнер, урна и площадка для временного хранения должны быть зарегистрированы в реестре хранения, а следовательно, на каждую урну, контейнер, площадку необходима разработка проектной документации с прохождением государственной экологической экспертизы.»

В настоящее время согласно абзацу пятому и подстрочному примечанию «33» подпункта 5.14 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства и нормативы их образования, а также не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию вправе индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в утвержденный Декретом № 7 перечень видов экономической деятельности.

Проектом Декрета предлагается освободить от указанных выше обязанностей в области обращения с отходами всех индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по подготовке, захоронению, обезвреживанию и (или) использованию отходов в целях выполнения последними обязанности по обеспечению хранения отходов в санкционированных местах их хранения, а также пресечения нарушений природоохранного законодательства при осуществлении данных видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду. 

Остальные предложения не относятся к предмету правового регулирования проекта Декрета.

 

 

 

Источник: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

 

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Три годовых отчета по вопросам охраны труда: как правильно заполнить и оформить за 2024 год