Обзор НПА за 14.12.-17.01.2020 г.

17 января 2020
865 просмотров

  Создан технический комитет по стандартизации 

В Беларуси по инициативе «Беллесбумпрома» создан технический комитет по стандартизации «Мебель и деревообработка.

Целью создания комитета является разработка госстандартов, технических кодексов установившейся практики, межгосударственных стандартов в рамках межгосударственных технических комитетов, а также создание условий для участия в процессе стандартизации всех заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.

Комитет будет взаимодействовать с межгосударственными техническими комитетами по стандартизации и международными организациями, осуществляющими деятельность в сфере стандартизации мебели и продукции деревообрабатывающей промышленности.

 Подготовлено с использованием материалов БелТА

 

 В Беларуси ратифицирована конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда на шахтах

 Законом Республики Беларусь от 16.12.2019 № 264-З ратифицирована Конвенция Международной организации труда о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенция № 176), принятая на 82-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 22 июня 1995 г. (далее - Конвенция № 176).

 Конвенцией №176 установлены минимальные требования к обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья работников, занятых на работах в шахтах.

Сфера применения Конвенции №176  включает все наземные и подземные площадки, где осуществляется геологическая разведка месторождений полезных ископаемых, за исключением нефти и газа, их добыча, а также обогащение добытых полезных ископаемых.

В соответствии с требованиями Конвенции №176 должен обеспечиваться комплекс мер по предотвращению рисков и защите на шахтах, который в том числе предусматривает привлечение к участию по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, безаварийной работы этих объектов работников организаций и профессиональных союзов.

Действующая система должна определять ответственность, права и обязанности работодателей, работников, представителей трудовых коллективов по обеспечению безопасного труда.

Должно быть обеспечено, чтобы фамилии всех работников, находящихся под землей, а также возможное их местонахождение, были точно известны в любое время ( ст.10 Конвенции № 176).

Кроме того, Конвенция № 176 предусматриваются минимальные требования к обустройству шахтных разработок, обеспечению работников средствами спасения, организации эффективной вентиляции и проветривания шахт и выработок.

Работодатель обязан:

1) осуществлять во время каждой смены надлежащий надзор и контроль с целью обеспечения безопасной эксплуатации шахты;

2) проводить расследования и принимать соответствующие корректирующие меры в связи с несчастными случаями и опасными происшествиями на шахте;

3) обеспечивать на бесплатной основе реализацию соответствующих программ профессиональной подготовки и переподготовки работников, их медицинское наблюдение.

Работодатели принимают все необходимые меры для устранения и сведения до минимума рисков для жизни и здоровья на шахтах, находящихся под их контролем, и, в частности:

• обеспечивают, чтобы при проектировании шахты, ее строительстве и оснащении электротехническим, механическим и другим оборудованием, включая систему связи, создают условия для ее безопасной работы и здоровая производственная среда;

• обеспечивают, чтобы шахта вводилась в эксплуатацию, обслуживание и выводилась из эксплуатации так, чтобы работники могли выполнять возлагаемые на них производственные задания, не ставя под угрозу ни свою безопасность и здоровье, ни безопасность и здоровье других лиц;

• принимают меры по поддержанию устойчивости пород в местах, куда люди имеют доступ в связи с выполнением своей работы;

• оборудуют, в случае практической осуществимости, два выхода от каждого рабочего места под землей, каждый из которых должен вести к отдельным средствам выхода на поверхность;

• обеспечивают контроль за производственной средой, оценку и регулярную проверку ее состояния с целью выявления различных опасностей, под воздействием которых могут оказаться работники, и оценку уровня этого воздействия;

• обеспечивают надлежащую вентиляцию всех подземных горных выработок, в которые разрешен доступ людей;

• для зон, подверженных особым рискам, разрабатывают и осуществляют оперативный план и мероприятия с целью обеспечения безопасного ведения работ и защиты работников;

• принимают меры предосторожности, соответствующие характеру горных работ, с целью предупреждения, обнаружения и борьбы с возникновением и распространением пожаров и предупреждения взрывов;

• обеспечивают (в случае возникновения серьезной угрозы безопасности и здоровью работников) прекращение работы и эвакуацию работников в безопасное место (ст.7 Конвенции № 176).

Работники имеют следующие права:

• уведомлять о несчастных случаях, опасных происшествиях и опасностях работодателя и компетентный орган;

• требовать и добиваться в случае наличия опасений в отношении состояния безопасности и гигиены труда проведения инспекции и расследований работодателем и компетентным органом;

• знать об опасностях на рабочем месте, которым могут подвергаться их безопасность или здоровье, и получать информацию об этом;

• получать имеющуюся у работодателя или у компетентного органа информацию, которая касается их безопасности или здоровья;

• покидать любое место в шахте в случае возникновения такой ситуации, которая, по их мнению, дает достаточное основание считать, что возникла серьезная угроза для их безопасности или здоровья;

• коллективом выбирать представителей по безопасности и гигиене труда ( ст.13 Конвенции № 176).

 

Реализация Конвенции № 176 в законодательстве Республики Беларусь

Нормы Конвенции №176 реализуются в отдельных законодательных актах Республики Беларусь:

• Кодексе Республики Беларусь о недрах;

• законах Республики Беларусь:

- от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности»;

- от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»;

- от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- от 22.04.1992  № 1605- Х11  «О профессиональных союзах»;

• указах Президента Республики Беларусь:

- от 16.10.2009  № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;

- от 06.05.2010 №240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

Отдельные вопросы регулируются подзаконными нормативными правовыми актами:

• Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30;

• Правилами по обеспечению промышленной безопасности при разработке подземным способом соляных месторождений Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.08.2012 № 45;

• другими НПА.

 

 Требования к санитарно- защитным зонам.

Документ: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2019 № 847 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (далее- постановление № 847)

Постановлением определены специфические санитарно-эпидемиологические требования к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

 

Осуществление автомобильного контроля

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь о 28.12.№937 в

в новой редакции изложено Положение о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2014 № 71. Также внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов».

Постановление № 937 вступило в силу с 1 января 2020 г.

 

 Ужесточаются штрафы за серьезные неисправности грузовых автомобилей в Дании

С 1 января 2020 г. увеличивается штраф для владельца или перевозчика до 10 тыс. датских крон (1 338 евро). Водитель будет оштрафован на 5 тыс. крон (670 евро). Если водитель и владелец транспортного средства - одно и то же лицо, то налагается только один штраф.

Ранее штраф за такое правонарушение составлял 1 тыс. датских крон (133 евро) для водителя и от 1 тыс. до 3 тыс. датских крон (400 евро) для перевозчика.

Кроме того, если у водителя будет обнаружено другое нарушение этого типа, штраф увеличится до 10 тыс. крон (1 338 евро), а затем до 15 тыс. крон (2 000 евро). Также перевозчику придется раскошелиться: за второе и третье правонарушение ему будут назначены штрафы в размере 20 тыс. и 30 тыс. крон (2 600-4 000 евро).

Также вступили в силу более строгие штрафные санкции за чрезмерную эмиссию шума - от 1 тыс. до 2,5 тыс. датских крон (133-334 евро).

По материалам сайта БАМАП

 

О движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств

Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.11.2019 №52 в новой редакции изложена Инструкция о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.08.2011 № 50.

Постановление вступило в силу с 1 января 2020 г.

 

Медицинская справка при техосмотре уже не нужна  

Для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении больше не нужна медицинская справка о состоянии здоровья. Такая информация размещена на сайте «Белтехосмотра», по информации БелТА.

Из перечня документов, предоставляемых гражданином (если транспортное средство зарегистрировано на физлицо), также исключено разрешение органа связи на право использования радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств - при их наличии на транспортном средстве.

Для транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, упразднен специальный сокращенный срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в 6 месяцев. Срок действия разрешения определяется в общем порядке (1 или 2 года).

В перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ, включено разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Документ (сертификат) о прохождении гостехосмотра из указанного перечня исключен.

Изменения внесены в соответствии с Указом от 30.12.2019 № 492 и действуют с 2 января 2020 г.

 

Подготовлено с использованием материалов БелТА

 

Увеличены пенсионный возраст и минимальный страховой стаж -  на полгода. 

С 1 января 2020 г. в Беларуси запущен очередной этап повышения на полгода пенсионного возраста и минимального страхового стажа, который нужен для получения трудовой пенсии, по информации БелТА.

Теперь белорусские мужчины будут выходить на пенсию с 62 лет, а женщины - с 57. А минимальный страховой стаж для обоих полов будет равен 17,5 года.

Повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год с 1 января он прибавляется по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 - для женщин. Это произойдет в 2022 году.

Минимальный страховой стаж растет с 2016 года также на 6 месяцев ежегодно до достижения 20 лет (в 2025 году). В него засчитывается только то время трудовой и иной деятельности, в течение которого уплачивались страховые взносы в ФСЗН.

 

ГТК о неприменении пломбираторов

13 декабря 2019 г. принято постановление ГТК № 60 « О признании утратившим силу постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь  от 30 мая 2014 г. №24».

С 1 января 2020 г. постановление ГТК от 30.05.2014 № 24 «Об утверждении инструкции о порядке безвозмездной передаче уполномоченным эконмическим операторам пломбираторов и иных технических средств , используемых для идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, и документов на них, транспортных средств , помещений  и других мест , где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, и их использования» признается утратившим силу.

  В связи с изложенным пломбираторы и иные технические средства, выданные уполномоченным экономическим операторам в соответствии с постановлением ГТК № 24, с 1 января 2020 г. не подлежат применению и должны быть возвращены в таможню, их выдавшую.

Справочно: в соответствии с  п.4 ст.341 Таможенного кодекса ЕАЭС в качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, а также отправителями товаров или перевозчиками.

 

Подготовлено с использованием материалов сайта Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

 

Изменения в Законе об охране труда

 

18 декабря 2019 г. принят Закон № 274-З « Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране трада».

В обязанности нанимателя будет входить назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.

Устанавливается обязанность нанимателя предоставить по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.

Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. Если лицо, поступающее на работу, оплатило предварительный обязательный медицинский осмотр, то после приема на работу эти затраты компенсирует наниматель.

Появится возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. Если работодатель отказался расследовать несчастный случай на производстве, составить акт о несчастном случае на производстве или если изложенные в таком акте обстоятельства несчастного случая не соответствуют фактическим обстоятельствам, работающий, получивший производственную травму, вправе обратиться в Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, его обособленные территориальные подразделения или напрямую в суд.

Закон об охране труда  дополнен тремя новыми статьями:

статья 101 «Государственная экспертиза условий труда»;

статья 161 «Охрана труда работников-надомников»;

статья 162 «Охрана труда домашних работников».

Закон вступает в силу с 28 июня 2020 г.

 

 

Опубликован План выборочных проверок на 1-е полугодие 2020 г.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь опубликовал планы выборочных проверок в областях и г. Минске на 1-е полугодие 2020 г.

По материалам сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

Изменились знаки безопасности и требования к ним

 

В Беларуси с 1 октября 2019 г. изменились некоторые знаки безопасности и требования к их применению.

Соответствующие изменения внесены в ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.06.2017 № 44).

1) знак Е23 «Указатель аварийного выхода» (знак «Запасный выход» заменен на знак «Аварийный выход»);

   

 

2) знак Е10 «Указатель двери эвакуационного выхода (левосторонний (обновленный знак «Указатель двери эвакуационного выхода (левосторонний)» выглядит так, как и «Указатель двери эвакуационного выхода (правосторонний)»);

 

 

 

3) изменились требования к размещению знаков:

 

Требование до 1 октября 2019 г.

Требование с 1 октября 2019 г.

Размещение знаков безопасности на воротах и дверях следует выполнять таким образом, чтобы зрительное восприятие знака не зависело от положения ворот или дверей (открыто, закрыто). Эвакуационные знаки безопасности Е22 «Выход» и Е23 «Аварийный выход» (таблица Л.1 ГОСТ 12.4.026-2015) следует размещать только над дверями, ведущими к выходу

Размещение знаков безопасности на воротах, над дверями и дверях следует выполнять таким образом, чтобы зрительное восприятие знака не зависело от положения ворот или дверей (открыто, закрыто). Эвакуационные знаки безопасности Е22 «Выход» и Е23 «Аварийный выход» (таблица Л.1 ГОСТ  12.4.026-2015) следует размещать только над дверями, ведущими к выходу, или в составе указательных комбинированных знаков в качестве дополнительных пояснений

 

4) изменены  фотометрические характеристики фотолюминесцентных знаков безопасности и материалов для их изготовления.

Фотометрические характеристики фотолюминесцентных знаков безопасности, а также фотометрические характеристики фотолюминесцентных материалов для их изготовления должны соответствовать следующим требованиям:

• яркость свечения через 10 мин. после отключения источников освещения - не менее 140 мкд/м2;

• яркость свечения через 60 мин. после отключения источников освещения - не менее 20 мкд/м2;

• длительность послесвечения - не менее 1 800 мин.

 Контроль фотометрических характеристик фотолюминесцентных знаков безопасности в процессе производства и фотолюминесцентных материалов для их изготовления проводят в лаборатории в соответствии с приложением Д к ГОСТ 12.4.026-2015.

Фотометрические характеристики фотолюминесцентных знаков безопасности в условиях эксплуатации должны соответствовать требованиям приложения Г к ГОСТ    12.4.026-2015 (пп.8.2.10.3 и 8.2.10.4 ГОСТ 12.4.026-2015).

Допускается контроль фотометрических характеристик фотолюминесцентных знаков безопасности на стадии эксплуатации проводить визуально путем сравнения яркости свечения знака безопасности с яркостью свечения эталонного (контрольного) образца фотолюминесцентного материала (п.8.2.10.5 ГОСТ 12.4.026-2015).

Яркость фотолюминесцентных знаков безопасности должна быть не меньше яркости эталонного образца.

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Как организовать безопасную работу по электропрогреву