Обычно после прочтения материалов в рубрике «Помог профсоюз» становится радостнее. Да, работники попадают в непростые ситуации, но профсоюзные юристы помогают восстановить их на работе, возвратить незаконно удержанные или неначисленные денежные средства, решить бытовые конфликты. В сегодняшней истории правовым инспекторам труда также удалось выиграть сложное дело в суде. Однако особой радости это не принесло – разбираемый случай двухлетней давности унес сразу три жизни.
…Это должна была быть обычная служебная командировка, а все обернулось трагедией. Грузовая «Газель», принадлежащая компании «Моготекс» из Могилева, разворачивалась на трассе, когда в нее на большой скорости врезалась «Toyota Land Cruiser». От столкновения оба авто загорелись. Два пассажира и водитель японского кроссовера не пострадали. А все, кто находился в «Газели», погибли. Водитель Евгений Ш., продавец Светлана М., продавец Елизавета Т. Последней было всего 20 лет.
Несчастный случай был признан производственным. Семьи потерявших работников, как и предусмотрено коллективным договором, получили материальную помощь – 30 среднемесячных заработков погибшего. Однако мать Елизаветы не согласилась с размером выплат. Дело в том, что в тарифном соглашении между концерном «Беллегпром» и Белорусским профсоюзом работников легкой промышленности на 2017–2019 годы прописаны другие нормы. Документ оговаривает, что родные погибшего на производстве должны рассчитывать на компенсацию в размере не менее 10 среднегодовых его заработков.
– При заключении колдоговоров наниматель не вправе ухудшать нормы и положения, предусмотренные в тарифном соглашении, – объясняет главный правовой инспектор труда областной организацииг Минска и Минской области профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» Елена Горлач. – Учитывая это, концерн «Беллегпром» поручил руководству предприятия в срочном порядке привести в соответствие с соглашением коллективный договор и выплатить матпомощь в нужном размере.
Однако данное предписание было проигнорировано, поэтому дело дошло до суда. Интересы родных во всех инстанциях представляли Елена Горлач и главный технический инспектор труда профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» Николай Ковалевский.
Надо сказать, свое право на материальную компенсацию отстаивали все три семьи, хотя первой этот процесс начала именно мама Елизаветы. Судебные тяжбы в общей сложности длились около двух лет – руководство «Моготекс» заняло непримиримую позицию. Окончательное решение было оглашено только в июле 2020 года. Суд встал на сторону родных погибших.
– Свою позицию мы объясняли положением тарифного соглашения. В разделе VI пп.6.2.17 четко оговаривается выплата единовременной материальной помощи в размере не менее 10 среднегодовых заработков погибшего. Также мы ссылались на то, что определенные в соглашении условия «являются обязательными при заключении коллективных договоров» (п.1.3), а «нормы и положения коллективных договоров, ухудшающие нормы и положения данного соглашения, признаются недействительными (п.1.4), – подчеркнула Елена Горлач.
Общая сумма выплаченных денежных средств внушительная – свыше 100 тыс. рублей. Однако радости эта победа никому не принесла. Жизни людей ведь не вернешь, и сама судебная тяжба скорее не из-за денег, а в установлении справедливости.
Источник: ФПБ