На сайте по поиску работы довольно часто можно встретить объявления о том, что организации требуется водитель погрузчика. При контакте соискателя вакансии с работодателем выясняется, что рамки этой профессии несколько шире, чем считается. Все равно, что поликлинике нужен гинеколог, а в объявлении приглашают просто врача, а потом отбиваются от офтальмологов и педиатров. В чем тут дело – попытаемся разъяснить в данной статье, а также проанализируем требования, предъявляемые к соискателям этой профессии.
Профессия «водитель погрузчика» далеко не так проста, как принято считать. Обучение водителя погрузчика на предприятии нередко проводится по традиционной схеме: имеет человек права водителя автомобиля или тракториста-машиниста – ему вручают погрузчик, инструктируют, проверяют знания по охране труда и вперед. Но это неверно!
Достаточно посмотреть в ЕТКС, чтобы убедиться в ошибочности такого подхода.
Документ:
выпуск 1 единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 (далее – ЕТКС).
Обязанности и условия работы
В обязанности водителя погрузчика входит управление грузозахватной техникой. Это означает, что он должен уметь обеспечивать техническое обслуживание вверенного ему агрегата и в случае необходимости осуществлять ремонт. Перед каждым выездом погрузчика водитель обязан проводить тщательный осмотр техники на предмет готовности к работе.
Стоит отметить, что условия работы у водителей погрузчиков разные. Это может быть работа как в помещении, так и на открытом воздухе. Кроме того, нередкими являются случаи, когда работать приходится с учетом перемещения по проезжей части, выездом на дороги общего пользования – в данном случае водитель погрузчика становится официальным участником дорожного движения и обязан иметь права водителя автотранспорта или тракториста-машиниста. Поэтому, помимо знания технических характеристик автопогрузчика, способов загрузки/выгрузки товаров, условий их подъема, транспортировки и укладки, водителю погрузчика нужно обязательно знать ПДД. А человек, управляющий автопогрузчиком, должен досконально знать правила безопасности по эксплуатации погрузочной техники и правила по охране труда.
Рассмотрим, например, требования, предъявляемые к водителю погрузчика 3-го разряда:
«Характеристика работ. Управление автопогрузчиками грузоподъемностью до 1,5 т, аккумуляторными погрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Техническое обслуживание и текущий ремонт погрузчика и всех его механизмов. Установка и замена съемных грузозахватных приспособлений и механизмов. Участие в проведении планово-предупредительного ремонта погрузчика и грузозахватных механизмов и приспособлений. Заряд аккумуляторов.
Должен знать: устройство обслуживаемых погрузчиков; способы погрузки, выгрузки грузов из всех видов транспорта; правила подъема, перемещения и укладки грузов; правила дорожного движения, движения по территории предприятия, пристанционным путям и установленную сигнализацию; элементарные сведения по электротехнике».
Итак, даже для водителя погрузчика 3-го, низшего разряда, необходимо:
– знание правил дорожного движения;
– знание правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
– знание межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
– знание межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек;
– иметь группу по электробезопасности III, подтвержденную в установленном порядке (для водителей электропогрузчика).
Причины травмирования водителей погрузчиков
По статистике, причинами травматизма при эксплуатации погрузчиков являются:
– опрокидывание погрузчика – 22 %;
– наезд погрузчика на пешехода – 20 %;
– травмирование при работе с погрузчиком (падение груза, ремонт узлов погрузчика) – 16 %;
– падение водителя из кабины или со ступенек погрузчика – 9 %.
Опрокидывание погрузчика является следствием недостаточных знаний и навыков водителя при оценке весогабаритных характеристик груза, возможностей самого погрузчика и его технических характеристик, неудовлетворительным состоянием покрытия поверхности, по которой передвигается погрузчик.
Наезды на пешеходов, как правило, являются следствием невыполнения правил дорожного движения: неправильный выбор скорости движения, отклонение от маршрута движения, неисправность элементов звуковой и световой сигнализации и т.п.
Травмирование при работе с погрузчиком является следствием работы техники в ограниченных пространствах и в зоне близрасположенных рабочих мест других работников, например в сборочных цехах машиностроительных заводов. При подъеме и перемещении груза в таких условиях высока вероятность прижатия других работников к неподвижным предметам, а при попытке уклониться от транспорта работник может оступиться или не заметить источник другой опасности.
Случаи падения водителя из кабины или со ступенек несколько озадачивают высокой статистикой (один из 10 потерпевших), но это, скорее всего, связано с национальным менталитетом.
Водитель электропогрузчика
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (далее – Межотраслевые правила № 165).
Межотраслевые правила № 165 устанавливают требования по охране труда при эксплуатации вилочных автопогрузчиков общего назначения, электропогрузчиков, электроштабелеров, электротележек, электротягачей, применяемых для транспортировки, буксировки, штабелирования грузов и погрузочно-разгрузочных работ (далее, если не установлено иное, – напольный безрельсовый транспорт).
Такое ограничение характерно, если напольный безрельсовый транспорт используется только на закрытых территориях предприятий и является исключительно технологическим транспортом. Вместе с тем этот транспорт не регистрируется в органах ГАИ, не имеет регистрационных государственных номеров, для управления им не требуется водительское удостоверение. Согласно разъяснению, данному начальником управления охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь И.А. Карчевским, «электропогрузчик относится к напольному безрельсовому электрифицированному транспорту. Регистрируется электропогрузчик в организации в установленном порядке с присвоением ему инвентарного номера. За пределами территории организации его эксплуатация запрещается. К управлению электропогрузчиком допускаются лица, прошедшие в установленном порядке подготовку (обучение), переподготовку по профессии «водитель погрузчика» и получившие свидетельство о присвоении профессии «водитель погрузчика».
Лица, управляющие электропогрузчиком, обязаны иметь II квалификационную группу по электробезопасности.
Водитель погрузчика
Другой подход требуется к персоналу, который допускается к управлению широко распространенными фронтальными одноковшовыми погрузчиками, например «Амкодор 332С4» и ему подобными. Эти погрузчики подлежат регистрации в органах Гостехнадзора Минсельхозпрода Республики Беларусь, имеют государственные регистрационные номера, допущены к участию в дорожном движении на автодорогах общего пользования.
Соответственно водители этих погрузчиков обязаны иметь удостоверение тракториста-машиниста категории «Е» или «F». А вот группа по электробезопасности для них достаточна I.
Водитель фронтального погрузчика должен иметь квалификационный разряд не ниже 5-го (погрузчики с мощностью двигателя до 100 л.с.).
Такое разделение дает основание службе охраны труда иметь в организации 2 инструкции по охране труда по одной и той же профессии «водитель погрузчика» плюс инструкции по отдельным видам работ. Ведь тот же фронтальный погрузчик может набирать в ковш сыпучие материалы и перемещать их с одного места на другое, поднимать на высоту для загрузки самосвалов и железнодорожных вагонов, убирать снег с дорог. Можно сменить ковш на иное навесное оборудование, установив, например, вилы для перемещения штабелированных грузов или захват для рулонов, что позволит работать с тюками, лесом, контейнерами и многими другими видами грузов.
Описать все виды работ в одной инструкции – слишком громоздко, поэтому при разработке инструкции по профессии нужно исходить из наиболее частого применения погрузчика, а по видам работ – более редких случаев эксплуатации техники.
Требования по охране труда для водителя погрузчика
Требования по охране труда, предъявляемые к водителю погрузчика, следующие:
1. К самостоятельной работе по управлению погрузчиками (водитель погрузчика) допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию (прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком), прошедшие предварительный медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, инструктаж по пожарной безопасности, обученные безопасным приемам и методам работы, овладевшие практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии предприятия.
Водитель электропогрузчика дополнительно проходит проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности.
Водитель погрузчика, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), ежегодную проверку знаний по охране труда и периодический медицинский осмотр, к выполнению работ не допускается.
2. Работники, совмещающие профессии, должны быть обучены безопасным приемам работ и пройти инструктаж по охране труда на всех выполняемых ими работах.
3. Выполнение других работ водителем погрузчика допускается после обучения безопасным приемам и методам работы и овладения практическими навыками безопасного выполнения работ. При противопоказаниях выполнения работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением водитель погрузчика переводится на другую работу.
4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители погрузчика обязаны пройти дополнительный инструктаж по охране труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и обучиться методам безопасной работы на них.
Виктор Серый, инженер по охране труда
Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) для водителя погрузчика
Наименование СИЗ |
Классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам |
Срок носки в месяцах (кол-во/ срок) |
Костюм хлопчатобумажный |
ЗМи |
12 |
Головной убор из хлопчатобумажной ткани |
|
12 |
Ботинки кожаные |
Ми |
12 |
Рукавицы комбинированные (перчатки трикотажные) |
Ми |
2/1 |
При работе на электропогрузчике дополнительно |
||
перчатки диэлектрические |
Эн |
Дежурные |
галоши диэлектрические |
Эн |
Дежурные |
Зимой на наружных работах дополнительно: |
||
костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани |
Тн |
36 |
сапоги кирзовые утепленные |
Тн20 |
24 |
Для защиты от атмосферных осадков при выполнении наружных работ дополнительно: |
||
плащ непромокаемый с капюшоном |
Вн |
36 |