Проверкой признается форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий. О том, что необходимо сделать и как правильно подготовиться к плановой проверке, читайте в статье.
Законодательством о труде определено, что наниматель обязан в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.), а также соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов (п. 7 части первой ст. 55 ТК).
Надзор за соблюдением нанимателями данной обязанности осуществляют органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) (далее – проверяющие органы) в порядке, установленном законодательством (часть первая ст. 462 ТК).
В целях выполнения функции контроля (надзора) уполномоченные государственные органы проводят плановые проверки, которые включаются в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (п. 6 Указа № 510).
Координационные планы формируют органы Комитета госконтроля Республики Беларусь на полугодие (п. 15 Положения № 510) и размещают на своем официальном сайте (http://www.kgk.gov.by/ru) соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проверка (п. 21 Положения № 510).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (далее – Положение № 510).
Справочно:
порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности утвержден приказом КГК Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94 (далее – Порядок № 94).
Проведение проверки
О проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда проверяемый субъект должен быть уведомлен письменно не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (в указанный срок не включается 3-дневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту) (п. 22 Положения № 510).
Уведомление о проведении проверки (согласно форме) направляется по последнему известному месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.
В уведомлении в обязательном порядке указывают фамилию, имя и отчество проверяющего (проверяющих), который будет проводить проверку.
Таким образом, представитель нанимателя может выяснить конкретное время начала проверки у самого проверяющего.
К уведомлению о проведении плановой проверки прилагается перечень вопросов, подлежащих проверке.
Справочно:
форма уведомления о проведении проверки установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее – уведомление о проведении проверки).
Основными вопросами проверки будут являться: проведение в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда; выполнение требований законодательства о проведении аттестации рабочих мест (порядок проведения аттестации, правильность оценки условий труда на конкретном рабочем месте, наличие планов мероприятий по улучшению условий труда и т.п).
Справочно:
если за указанный период данная организация уже подвергалась проверке иного контролирующего (надзорного) органа и по его результатам составлен акт проверки, проверяемый субъект обязан информировать об этом отдел государственной экспертизы, который будет проводить проверку, и направить в его адрес копию акта (п. 32 Положения № 510).
Если в организации сложились непредвиденные обстоятельства, которые мешают проведению проверки в указанный в уведомлении срок, то не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления проверяемый субъект вправе представить в проверяющий орган заявление о переносе срока проведения плановой проверки, указав причины, препятствующие ее проведению.
Документы, которые необходимо подготовить
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253.
Документ:
Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция).
Проверяемая организация обязана обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении о проведении проверки.
После получения уведомления организация подготавливает следующие документы (каждый лист заверяется печатью организации):
1) справку об аттестации рабочих мест организации;
2) копию штатного расписания организации на момент образования;
3) копию штатного расписания организации на момент проверки;
4) копию решения о создании организации;
5) копию свидетельства о государственной регистрации;
6) копию устава организации;
7) копию последнего приказа о результатах аттестации рабочих мест с перечнем рабочих мест, на которых результатами аттестации не подтверждены (например, подтвержден класс опасности 3.1) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;
8) копии карт аттестаций рабочих мест, оценки тяжести и напряженности трудового процесса, показатели оценки условий труда и копия карт напряженности труда;
9) копии протоколов измерений вредных факторов производственной среды;
10) копию договора с аутсорсинговой компанией по оказании услуг аттестации рабочих мест, сертификаты (при выполнении таких работ);
11) копии карт фотографий рабочих мест;
12) копию приказа о выполнении Закона о пенсионном страховании;
13) копию письма в территориальный отдел ФСЗН;
14) копию письма в отдел государственной экспертизы труда по результатам аттестации рабочих мест;
15) копию последнего приказа о проведении аттестации рабочих мест с перечнем мест аттестации;
16) копии приказов об утверждении результатам аттестации с приложениями прошлых лет.
Пример заполнения карты фотографии рабочего места
Итого: 480 мин
Итого: 480 мин
Пример оформления справки
Отдел Минской городской государственной
экспертизы условий труда комитета по труду,
занятости и социальной защите
Мингорисполкома
220050, г. Минск, ул. Маяковского, 22
СПРАВКА
об аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в обществе
с ограниченной ответственностью «СвильСтрой» в 2014 г., и наличии рабочих мест, предусмотренных Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2005 № 536
Первая аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО «СвильСтрой» проведена в 2014 г.
Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда от 24.10.2014 № 170 с Перечнем рабочих мест по условиям труда, подлежащих аттестации (приложение 1).
Приказ «Об утверждении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в ООО «СвильСтрой» в 2014 г.» от 01.02.2015 № 93 с приложениями:
– перечень рабочих мест по профессиям и должностям ООО «СвильСтрой», на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (приложение 2);
– перечень рабочих мест по профессиям и ООО «СвильСтрой», на которых работающим по результатам аттестации установлен дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение 3);
– перечень рабочих мест по профессиям и должностям ООО «СвильСтрой», на которых работающим по результатам аттестации установлены доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение 4);
– план мероприятий ООО «Свиль Строй» по улучшению условий труда на рабочих местах, где выявлены превышения предельно допустимых уровней (концентраций) вредных производственных факторов (приложение 5).
Директор Подпись О.Е. Пинчук
Пример перечня рабочих мест, подлежащих аттестации
Приложение 1
Перечень
рабочих мест в ООО «СвильСтрой»,
подлежащих аттестации по условиям труда в 2014 г.
Численность Код должности
работников (работ) ОКПД
1. Производитель работ – 1 чел. 24441
оценка условий: шум, вибрация,
тяжесть и напряженность работы
карты фотографии и аттестации рабочих мест.
2. Мастер строительно-монтажных работ – 1 чел. 23419
оценка условий: микроклимат, освещенность,
шум, вибрация, тяжесть и напряженность работы –
карты фотографии и аттестации рабочих мест.
Итого подлежит аттестации 2 работника на 2 рабочих местах:
1. В соответствии со Списком № 2 разд. 2 по должностям, дающим право на дополнительные компенсации при работе во вредных условиях труда, – 2 рабочих места (2 человека).
Основные руководящие документы:
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 253 (в редакции от 11.01.2014 № 15).
2. Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.06.2005 № 86 (в редакции от 30.11.2012 № 116).
3. Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (в редакции от 16.06.2014 № 50).
Председатель комиссии Подпись О.А. Селивон
Члены комиссии Подпись А.Г. Синюта
Оформление результатов проверки
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства, составляют акт проверки.
Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки.
В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов.
Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.
В акте должны быть указаны:
– описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;
– размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
– должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;
– иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.
Кроме того, в акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.
Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.
Справочно:
проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных суммах вреда, указанных в акте проверки.
Справочно:
за достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.
Ответственность за нарушение законодательства о труде
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п. 69 Положения № 510.
Размеры штрафных санкций предусмотрены КоАП. Так, непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин (ч. 3 ст. 9.19 КоАП).
Александр Лиходиевский, инженер по охране труда