С 1 августа 2015 г. вступают в силу изменения и дополнения, внесенные постановлением № 29 в Правила № 52. Это связано, во-первых, с увеличением в нашей стране количества мест отдыха, оборудованных сложнотехническими устройствами и аттракционами, а во-вторых, с разработкой и обсуждением технического регламента Таможенного союза «О безопасности аттракционов» (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 01.10.2014 № 79 «О плане разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза»).
Документ:
постановление МЧС Республики Беларусь от 16.06.2015 № 29 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.10.2009 № 52» (далее – постановление № 29).
Документ:
Правила безопасной эксплуатации аттракционов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 13.10.2009 № 52 (далее – Правила № 52).
Самые существенные изменения коснулись определений видов аттракционов, на которые распространяются требования по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, процедуры оформления разрешения и регистрации Госпромнадзора. Уточнены вопросы применения стандартов при проектировании и изготовлении аттракционов и даже обучения при повышении квалификации работников и специалистов, ответственных за организацию и обеспечение безопасности аттракционов. Хотим обратить внимание, что и новые изменения касаются в т.ч. индивидуальных предпринимателей, выполняющих отдельные виды работ и услуг, связанных с аттракционами.
Первое, что обращает на себя внимание, – это изменение названия документа на «Правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов». Дело в том, что первоначально основной целью Правил № 52 являлось создание безопасных условий для использования аттракционов потребителями, в основном гражданами. Таким образом, объектом защиты был человек, его жизнь и здоровье. Что касается введения термина «промышленная безопасность», то он ставит во главу угла снижение риска аварий на опасных объектах, причем механизм обеспечения промышленной безопасности распространяется не только на эксплуатацию объектов, но и на их проектирование, конструирование, изготовление, монтаж, сборку и запуск. Благополучие человека является вторичной целью промышленной безопасности, хотя и важной.
Изменения, внесенные в перечень аттракционов
Существенные изменения произошли в перечне аттракционов, которые подпадают под действие Правил № 52.
Действующая в настоящее время норма п. 2 Правил № 52 содержит общее указание на все аттракционы, подпадающие под определение соответствующего термина, содержащееся в абз. 3 п. 6 Правил № 52: аттракцион – передвижное или стационарное оборудование для развлечений, в котором с целью развлечения и создания психоэмоциональных и физиологических эффектов предусмотрено использование биомеханического и (или) психоэмоционального воздействия на пассажиров аттракционов.
Постановление № 29, практически не затрагивая общего определения термина «аттракцион», детализирует объекты, подпадающие под действие Правил № 52:
– аттракционы механизированные;
– аттракционы немеханизированные (горки, качели, карусели, аттракционы с эластичными элементами (катапульты, «тарзанки», батуты и др.));
– водные горки;
– автодромы и картинги (подп. 1.2.2 п. 1 постановления № 29).
При этом постановление № 29 разъясняет понятия «автодром» и «картинг», что юридически более удобно, так как действующая редакция Правил № 52 таких определений не содержит.
Точно также детализирован и перечень аттракционов, не подпадающих под действие Правил № 52:
– оборудование игровое надувное, на которое распространяется действие СТБ EN 14960;
– оборудование детских игровых площадок, на которое распространяется действие СТБ EN 1176-2006;
– оборудование детское развлекательное, работающее от жетонов, магнитных карт и т.д., вмещающее не более 2 детей;
– оборудование интерактивное развлекательное (механизированные кресла кинотеатров, игровые автоматы, симуляторы и т.д.);
– тиры, места для стрельб;
– электромобили аккумуляторные и автомобили педальные;
– оборудование игровое и развлекательное водное;
– оборудование для развлечений, позволяющее осуществлять полеты;
– оборудование для развлечений, в котором используются животные;
– аттракционы, демонстрируемые на выставках без использования пассажирами и посетителями.
Документ:
государственный стандарт Республики Беларусь СТБ EN 14960-2011 «Оборудование игровое надувное. Требования безопасности и методы испытаний», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 22.12.2011 № 94 (далее – СТБ EN 14960).
Документ:
государственный стандарт Республики Беларусь СТБ EN 1176-2006 «Оборудование детских игровых площадок», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 17.03.2006 № 13 (далее – СТБ EN 1176-2006).
Такая детализация весьма полезна, так как позволяет без дополнительных толкований в случае необходимости правильно определить, подпадает ли тот или иной аттракцион под действие рассматриваемого документа. Чаще всего такая проблема касается надувных аттракционов, батутов и горок, которые уже размещаются не только в специально оборудованных местах отдыха, но даже в магазинах и торговых центрах. Собственниками таких аттракционов чаще всего являются индивидуальные предприниматели, поэтому для них такая детализация весьма актуальна.
Получается, что с 1 августа 2015 г. владельцы надувных аттракционов уже не должны будут подчиняться нормам Правил № 52, а вот владельцы батутов, которые в действующей редакции данных Правил не подпадали под их действие, наоборот, с указанной даты должны будут привести свою деятельность в соответствие с новой редакцией вышеуказанного документа.
Регистрация аттракционов в Госпромнадзоре
Обращаем внимание и на изменения, которые произойдут в порядке регистрации и получения разрешений на эксплуатацию аттракционов в Госпромнадзоре.
Пункт 13 Правил № 52, определяющий, какие аттракционы относятся к оборудованию повышенной опасности, в редакции постановления № 29 исключен.
С 1 августа 2015 г. все аттракционы, подлежащие регистрации в Госпромнадзоре, должны считаться оборудованием повышенной опасности. Считаем это обоснованным, поскольку с точки зрения правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, очень важно определить, является ли оборудование источником повышенной опасности (ст. 948 ГК). От этого зависит, кто будет отвечать за такой вред: владелец источника повышенной опасности или непосредственный причинитель вреда.
Уточнен круг аттракционов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, закрепленный в п. 69 Правил № 52: вместо перечисления наименований, подлежащих регистрации, указаны наименования, не подлежащие регистрации. Теперь принцип определения, подлежит ли аттракцион регистрации в Госпромнадзоре, будет таков: сначала определяем, перечислен ли интересующий нас аттракцион в п. 13 Правил № 52, а затем обращаемся к исключениям, закрепленным в п. 69 Правил № 52. Соответственно, если интересующий нас аттракцион либо не подпадает под действие п. 13, либо упомянут в п. 69, то он не подлежит регистрации.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Как взять разрешение Госпромнадзора
В новой редакции Правил № 52 конкретизирован п. 14: теперь не «ввоз и (или) эксплуатация», а только эксплуатация аттракционов, а также их узлов, механизмов и критических компонентов возможна только при наличии у организации-изготовителя разрешения Госпромнадзора. Данное изменение тоже представляется более правильным, поскольку ввоз аттракциона или его частей совсем не означает того, что он будет эксплуатироваться на территории Республики Беларусь.
Разрешение Госпромнадзора выдается в порядке, определенном п. 20.1 и 20.2 Единого перечня. Согласно п. 20.2 Единого перечня основанием для выдачи такого разрешения является положительное экспертное заключение Госпромнадзора, которое составляется по результатам обследования организации-изготовителя оборудования на предмет готовности осуществлять деятельность по изготовлению аттракционов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, действующих на территории Республики Беларусь.
Документ:
Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень).
Перерегистрация аттракционов
Новая редакция Правил № 52, предусмотренная постановлением № 29, уточняет порядок перерегистрации аттракционов (п. 75 и 76 Правил № 52). Так, аттракцион подлежит перерегистрации в месячный срок после реконструкции, изменения юридического адреса владельца аттракциона, если указанное изменение происходит за пределами одной административно-территориальной единицы Республики Беларусь (области) и изготовления дубликата формуляра (паспорта) аттракциона после утраты оригинала.
Внесение изменений в документы, связанные с регистрацией аттракциона, потребуется в следующих случаях:
– при изменении наименования владельца аттракциона;
– изменении юридического адреса владельца аттракциона в пределах одной административно-территориальной единицы Республики Беларусь (области).
Безопасность эксплуатации аттракционов
Также некоторые изменения коснулись и порядка подготовки кадров, отвечающих за обеспечение безопасности эксплуатации аттракционов, в частности, порядка обучения по программам повышения квалификации соответствующих работников и специалистов, а также учебно-программной документации таких программ (п. 111–113 Правил № 52).
В целом можно сказать, что изменения и дополнения, внесенные в Правила № 52, которые вступят в силу с 1 августа 2015 г., направлены на усиление контроля за безопасностью этих устройств, причем контроль усилен не столько на этапе самой эксплуатации, сколько на начальных этапах: проектирования, производства, сборки и установки. Основной акцент сделан на процедуре регистрации, перерегистрации и получения разрешения на эксплуатацию аттракционов в Госпромнадзоре.
Такой подход как раз соответствует цели, обозначенной в п. 1 Правил № 52, – это защита и обеспечение безопасности жизни и (или) здоровья человека, имущества, охрана окружающей среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.
в настоящее время находится в разработке технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок».
Маргарита Полевая, юрист