В каждой организации проходит проверка по вопросам охраны труда. Безусловно, специалист по охране труда старается не допускать ошибок. Однако, как показывает практика, достаточно часто при проверке выявляются моменты, которые работник, отвечающий за охрану труда, не учел. Бывают случаи, когда проверяющие не совсем правильно подходят к трактовке тех ли иных положений нормативных документов по охране труда, а поэтому специалисту по охране труда необходимо обосновать свою позицию.
Автор статьи поделился опытом прохождения проверки по охране труда.
Готовимся к проверке по охране труда
В нашей стране проводится постоянный контроль за состоянием охраны труда в организациях и на предприятиях. В проверках задействованы различные органы, например, в г. Минске работают следующие группы.
1. Рабочие мобильные группы по вопросам охраны труда Мингорисполкома, в состав которых входят представители Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда, комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», государственного энергетического надзора, Госпромнадзора, журналисты и фотокорреспонденты УП «Агентство Минск-Новости» (группа может состоять из 10–12 человек).
2. Мобильные группы Администраций районов г. Минска, в состав которых входят представители администраций районов, Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда, районных центров гигиены и эпидемиологии, Государственного пожарного надзора, Государственного энергетического надзора (группа может состоять из 5–6 человек).
3. Минское городское объединение организаций профсоюзов совместно с представителями администраций районов (группа из 4–5 человек).
Следует отменить, что каждую организацию рано или поздно ожидает проверка по вопросам охраны труда. В последнее время достаточно часто подвергаются проверкам представители малого бизнеса, в частности станции технического обслуживания автомобилей.
Подход к проверкам практически одинаковый вне зависимости от количества работающих в организации, так как требования по соблюдению правил и норм по охране труда не содержат исключений и поэтому должны соблюдаться на любом предприятии, как на крупном, так и на малом.
Что будут проверять? Могут проверить только состояние охраны труда на производстве, а могут дополнительно проверить документацию. Готовым нужно быть ко всему.
Правда, иногда и проверяющие не совсем правильно подходят к трактовке положений нормативных документов по охране труда. Хотелось бы обратить внимание на те вопросы, с которыми сам сталкивался в процессе проверок по вопросам охраны труда.
Что проверяют?
1. Организация контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Необходимо наличие:
– инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда, в которой расписана организация контроля;
– журналов ежедневного, ежемесячного контроля (которые ведутся);
– актов.
Если какой-то элемент контроля отсутствует, то подготовьтесь доказать правильность вашей системы. На мой взгляд, на малых предприятиях, где небольшое количество администрации, можно убрать ежеквартальный контроль со стороны руководителя, а проводить его ежемесячно, но это нужно отразить в инструкции (постановление № 159).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 «Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации» (далее – постановление № 159).
2. Представители администрации районов в обязательном порядке проверяют документацию о внедрении системы управления охраной труда (на любом предприятии).
Необходимо предъявить приказ о внедрении СУОТ.
3. Проведение Дня охраны труда.
Подготовьте документы о проведении Дней охраны труда (приказы, акты, протоколы, предписания).
4. Назначение ответственных по вопросам охраны.
Подготовьте документы о назначении ответственных по вопросам охраны труда по всем направлениям.
5. Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта.
Если в организации имеется автомобильный транспорт, то проверьте, какие применяются противооткатные упоры, приведены ли они в соответствие с РД Республики Беларусь «Упоры противооткатные автомобильные. Общие технические условия».
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта».
6. Обеспечение работников СИЗ.
В обязательном порядке проверяется выдача работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами, форма и правильность ведения карточек учета выдачи СИЗ и, самое главное, чтобы все работники находились на рабочих местах в соответствующей спецодежде и с СИЗ.
Проверьте, регистрируется ли выдача работникам для выполнения работ защитных очков, защитных масок, респираторов, наушников, берушей, предохранительных поясов и других СИЗ, обеспечивающих безопасность при выполнении определенных видов работ. В определенных ситуациях это может уберечь руководителей работ от ответственности.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики» (далее – Типовые нормы).
7. Оснащение оборудования защитными устройствами.
Необходимо проверить, все ли оборудование оснащено защитными устройствами, исключающими соприкосновение в процессе работы человека с движущимися элементами и режущим инструментом (патроны станков, валы компрессоров и т.д.).
8. Техническое состояние стеллажей и подставок.
Проверьте состояние стеллажей и подставок (козелков), применяемых для ремонта автомобилей. Они должны быть в надлежащем состоянии, и на них должна быть указана предельная нагрузка.
9. Наличие инвентарных номеров на оборудовании, организация рабочих мест.
На каждой единице оборудования должен быть инвентарный номер. Рабочее место должно быть организовано с учетом эргономических требований и удобства выполнения работающими движений (пп. 105, 106 МОПОТ).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда» (далее – МОПОТ).
10. Техническое состояние лестниц, лестниц-стремянок, подмостей и средств подмащивания.
Еще раз проверьте состояние лестниц, лестниц-стремянок, подмостей и средств подмащивания: оснащены ли они устройствами, предотвращающими их сдвиг или опрокидывание при работе. На лестницах должны быть указаны:
– инвентарный номер;
– дата следующего испытания;
– принадлежность к подразделению (п. 172 постановления № 52).
Документ:
постановление Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 «Об утверждении Правил охраны труда при работе на высоте» (далее – постановление № 52).
Если используются леса, подмости и другие приспособления для выполнения работ на высоте, то они должны быть изготовлены по типовым проектам и взяты организацией на инвентарный учет (п. 81 постановления № 52). В противном случае следует запретить их эксплуатацию и убрать из мест производства работ.
11. Техническое состояние тисков.
Проверьте состояние тисков, они должны прочно удерживать зажимаемое изделие. На губках тисков должна быть несработанная насечка, губки должны быть параллельны (п. 143 МОПОТ). Например, нам было предписано оснастить тиски прокладками из мягкого металла для прочного захвата изделия, хотя п. 143 МОПОТ этого не требует, да и прокладки используют для того, чтобы защитить от повреждения обрабатываемое изделие.
12. Нерабочее оборудование.
Если имеется неэксплуатируемое оборудование или находящееся в нерабочем состоянии, то необходимо отключить его от электросети и обозначить соответствующими табличками (п. 228 МПОТХОМ).
Документ:
постановление Минпрома и Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.07.2004 № 7/92 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов» (далее – МПОТХОМ).
13. Наличие аптечки первой медицинской помощи.
Проверьте наличие на каждом производственном участке аптечки первой медицинской помощи в соответствии и с требованиями постановления № 80. Лекарственные средства с истекшим сроком годности удалить.
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации» (далее – постановление № 80).
14. Назначение ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных зданий и отдельных помещений и создание комиссии по общему техническому осмотру зданий и сооружений.
Проверьте, назначены ли приказом лица, ответственные за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных зданий и отдельных помещений, а также комиссия по общему техническому осмотру зданий и сооружений и проведен ли осмотр зданий и сооружений.
15. Наличие символов и надписей, обозначающих назначение кнопок и рукояток.
Проверьте на кнопках и рукоятках управления наличие символов и надписей, обозначающих назначение кнопок и рукояток (п. 272 МПОТХОМ).
16. Оснащение станков пружинами или противовесами.
Сверлильные станки должны быть оснащены пружинами или противовесами для возврата шпинделя в исходное положение (п. 144 МОПОТ).
Было сделано замечание, что в эксплуатируемых сверлильных станках оставлены патроны, хотя непосредственно правилами это не запрещено.
17. Назначение ответственного за электрохозяйство.
Необходимо назначить приказом руководителя лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия, которому должна быть присвоена минимум IV группа по электробезопасности, при этом не имеет значения, производство это или всего лишь офис (п. 4.1.4 ТКП 181-2009). Данное требование довольно сложно выполнить, особенно малым предприятиям.
Документ:
технический кодекс установившейся практики ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденный и введенный в действие постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 20.05.2009 № 16 (далее – ТКП 181-2009).
18. Техническое состояние распределительных щитов и щитов освещения.
Проверьте распределительные щиты и щиты освещения на предмет их очистки от загрязнений, а также обозначен ли щит, расписаны ли автоматические выключатели по принадлежности, имеется ли в щитах однолинейная схема электрических соединений, имеется ли на щите знак электробезопасности (пп. 4.6.1, 5.3.25, 5.7.7, 5.13.11, 4.3.7, 4.5.2.13 ТКП 181-2009).
19. Санитарное состояние помещений.
Проверьте состояние помещений на предмет наличия окраски или побелки стен, потолков, очистки помещений от пыли, паутины, чистоты окон, светильников. Желательно максимально навести порядок во избежание дополнительной проверки центров гигиены и эпидемиологии (п. 40 МОПОТ).
20. Проверка знаний по вопросам охраны труда.
Проверьте полномочия членов комиссии предприятия по проверке знаний по вопросам охраны труда. Требуется, чтобы все члены комиссии не реже 1 раза в 3 года прошли проверку знаний в вышестоящей организации.
21. Содержание должностных инструкций.
Проверьте должностные инструкции специалистов на предмет наличия в них обязанностей и полномочий по охране труда (п. 45, приложение 2 к Рекомендациям).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.04.2005 № 41 «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации» (далее – Рекомендации).
22. Создание добровольной пожарной дружины.
Проверьте вопросы создания добровольной пожарной дружины (ДПД) на предприятии, обучения работников пожарно-техническому минимуму, наличие стенда с информацией о пожарной безопасности (пп. 4.6, 4.7, 4.13 ППБ Беларуси 01-2014) .
Документ:
постановление МЧС Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014» (далее – ППБ Беларуси 01-2014).
23. Разработка планов эвакуации при пожаре.
Должны быть разработаны планы эвакуации при пожаре и проведена отработка планов эвакуации.
При проверке мы столкнулись со следующей ситуацией. На этаже работает 5 человек, что в соответствии с п. 42 ППБ Беларуси 01-2014 не требует наличия плана эвакуации (планы необходимы при количестве работающих более 10 человек). Однако инспектор Госпожнадзора выписал предписание на разработку плана, мотивируя тем, что в определенных ситуациях на этаже могут оказаться единовременно более 10 человек (например, пришел директор с двумя проверяющими, заказчики и т.д.).
Кроме того, инспектор Госпожнадзора выписал предписание на обеспечение ДПД самоспасателями (п. 5.1 ТКП 475-2013 «Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, необходимых для эвакуации людей в случае возникновения пожара»).
Пункт 5.1 ТКП 475-2013 гласит, что самоспасателями следует обеспечивать членов добровольной пожарной дружины, но не указано, всех или нескольких человек. При количестве работающих 10 человек все являются членами ДПД. Вероятность того, что всем понадобятся самоспасатели для эвакуации очень мала, но ни один инспектор не скажет официально, а тем более в письменной форме, что разрешается иметь меньшее количество самоспасателей, чем количество членов ДПД, поэтому нужно подготовиться по данному вопросу.
Правовые инспекторы труда профсоюзов дополнительно проверят правильность приема на работу и увольнения с работы, ведение трудовых книжек, правильность предоставления отпусков, правильность оформления контрактов, формирования, ведения и хранения личных дел работников, содержание правил внутреннего трудового распорядка.
Алексей Жулин, инженер по охране труда