Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.
Ни для кого не секрет, что от качества обучения вопросам безопасности зависит, будет ли работник соблюдать требования безопасности при выполнении порученной ему работы или будет работать привычными (не всегда безопасными) способами. Закон об охране труда устанавливает требование к работодателю «осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда».
С сожалением можно констатировать тот факт, что к настоящему моменту обучение работников по вопросам охраны труда в организациях практически не ведется. Инструкция № 175, где речь идет об обучении по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, не содержит никаких объяснений, кому, в каких случаях и для чего необходимо обучение по охране труда.
Основной для организации обучения работников по вопросам охраны труда был ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда». С введением в действие Инструкции № 175 механизм обучения работников по вопросам охраны труда на производстве стал для нанимателя непонятен.
Отсутствие внятной системы обучения привело к тому, что должностные лица плохо понимают свои обязанности по обеспечению безопасности труда работников, а сами работники считают охрану труда всего лишь дополнением к их профессиональным обязанностям. Такое отношение работников к своей безопасности привело (пускай и косвенно) к тому, что в 2022 г. 75 % несчастных случаев со смертельным исходом произошли по причине пресловутого «человеческого фактора».
По этой же причине абсолютно всеми нанимателями при расследовании несчастных случаев на производстве неправильно заполняется п. 6.7 акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 «Обучение по вопросам охраны труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай». Информацию записывают самую разнообразную, часто не имеющую никакого отношения к обучению по охране труда.
В настоящее время все обучение по охране труда свелось к стажировке и проверке знаний, хотя обучение ВСЕГДА было неразрывно связано со стажировкой по охране труда.
В свете бесповоротного перехода к системе менеджмента ISO 45001:2018 роль работы по организации обучения безопасности труда многократно возросла. Некоторые специалисты по охране труда по старинке уповают на существующую модель и требования действующего законодательства об охране труда, которое не только не должно заменять обязанности нанимателя в деле обеспечения безопасности труда, но и регулировать эти процессы. В связи с тем что социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы происходят значительно быстрее, чем происходит пересмотр любых НПА, их развитие и конкретизация, то любая информация, изложенная в них, будет постоянно устаревать. Поэтому чтобы обеспечить качественное и результативное соблюдение работниками требований по охране труда, наниматель сам обязан определять все процессы, руководствуясь риск-ориентированным подходом к ним.
Так как ISO 45001:2018 ориентирован на процессном подходе к вопросам обеспечения безопасности труда, рассмотрим, что представляет процесс обучения безопасности труда в организации:
Обучение безопасности труда работников проводится, как правило, непосредственно на работе силами и средствами самого нанимателя, привлекающего при необходимости квалифицированных специалистов и обучающие организации со стороны. В программах обучения безопасности труда следует предусматривать теоретическое (знания) и практическое (стажировка – умения и навыки) обучение.
Наниматель сам определяет место проведения обучения безопасным методам и приемам труда: мастерская, цех, класс для проверки знаний по вопросам охраны труда и т.д., назначает руководителя обучения.
В зависимости от имеющихся рисков и с учетом мер управления этими рисками обучение безопасности труда проводится на основании составленного и утвержденного перечня видов работ и профессий, по которым проводят обучение безопасности труда (см. пример 1). В перечне желательно определить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.
Обучение безопасности труда следует проводить по <...>.
Результаты обучения подтверждаются проверкой знаний и оформляются протоколом проверки знаний по вопросам охраны труда. В качестве новаций, которые можно предложить нанимателю и которые будут соответствовать требованиям системы менеджмента <...>. Также Паспорт Безопасности Работника обязывает работника самому отслеживать сроки прохождения обучения и своевременно предупреждать нанимателя об истечении срока обучения безопасности труда.
Пример 1
Возможные виды работ повышенной опасности, к которым могут предъявляться требования по обучению работников
Пример 2
Паспорт Безопасности Работника
Проведение инструктажей (инструктирование) заключается в изложении (выдаче) в устной или письменной форме инструктирующим лицом (инструктором) инструктируемому лицу конкретных руководящих и обязательных для исполнения требований (указаний) по условиям, порядку и последовательности безопасного совершения тех или иных конкретных действий (трудовых функций, производственных операций и т.п.) во время исполнения инструктируемым лицом порученных ему трудовых и (или) поведенческих функций.
Ключевые цели инструктажа
1. Улучшение осведомленности.
2. <...>
Ключевой принцип инструктажа
Сопричастность. <...>
Проведение инструктажей по безопасности труда включает в себя: <...>
При проведении инструктажа задавайте работнику вопросы, чтобы он сам смог осмысленно сформировать свое отношение к той работе, которую он должен выполнить:
Стажировка как одна из форм обучения безопасности труда проводится под непосредственным руководством стажирующего лица в целях практического освоения (т.е. передачи практического опыта от стажирующего стажирующемуся) безопасных методов и приемов выполнения работ (для работников рабочих профессий) либо в целях практического освоения передового опыта и эффективной организации работ (для руководителей и специалистов).
Руководитель стажировки (наставник) работников назначается <...>.
Руководителями стажировки по охране труда могут быть:
На период стажировки запрещается <...>. В случае отсутствия руководителя стажировки по уважительной причине (болезнь, по семейным обстоятельствам и другие причины) <...>. Если обучение работника проводится по нескольким программам обучения, то у одного стажера может быть несколько руководителей стажировки (по каждой программе).
В процессе стажировки наставник обязан:
– провести ознакомление стажера с технологическими операциями и схемами;
– <...>
– <...>
В процессе стажировки стажер должен:
– <...>
– <...>
– изучить и усвоить технологические схемы;
– <...>
– <...>
– изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации оборудования;
– <...>
– приобрести навыки оказания первой медицинской помощи.
Отслеживать процедуру стажировки в рамках всего процесса обучения проще всего, применяя Лист стажировки по охране труда, который заполняется руководителем стажировки по ходу стажировки. На основании сведений в Листе стажировки руководитель обучения принимает решение о допуске (недопуске) к проверке знаний по программе обучения (см. пример 3).
Пример 3
Лист стажировки по охране труда
Обучайте работников их конкретным задачам
Важно, чтобы ваши работники прошли под наблюдением практическое обучение задачам, которые они будут выполнять, до того, как они приступят к работе.
В частности, вам необходимо убедиться, что работники обучены тому, как делать следующее:
Вот общая процедура, которой вы можете следовать при обучении новых работников: