Выборочные проверки проводятся на основании координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, который формируется на каждое полугодие и публикуется на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь http://kgk.gov.by/ru/coordination-plans-ru/ не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проверка.
Первая выборочная проверка назначается через 2 года после государственной регистрации юридического лица (кроме созданного в порядке реорганизации) или индивидуального предпринимателя.
По общему правилу проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Частота назначения выборочных проверок в отношении одного и того же субъекта хозяйствования зависит от того, к какой группе риска он относится – высокой, средней, низкой (критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.02.2021 № 7 «О критериях отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок»).
Нормативное регулирование проверок
Субъекты хозяйствования различных форм собственности по-прежнему задают ряд вопросов, связанных с планированием, назначением и проведением проверок.
Одним из нормативных правовых актов, на основании которого осуществляется деятельность Департамента государственной инспекции труда (далее – ДГИТ, Департамент), является Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (далее – Положение). Согласно п. 6 Положения Департамент осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Контрольная (надзорная) деятельность Департамента направлена на предупреждение и профилактику нарушений (проведение мониторингов, разъяснительной работы, различных мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых к субъектам хозяйствования не будут применяться меры ответственности лишь при условии устранения субъектом выявленных нарушений, проведение семинаров, конференций, лекций и выступления в средствах массовой информации и т.д.).
Департаментом проводятся внеплановые и выборочные проверки.
Сложившаяся с 2020 г. неблагоприятная эпидемиологическая обстановка сказалась на проведении выборочных и внеплановых проверок.
Вместе с тем законодательство не содержит никаких ограничений на проведение проверок в период пандемии.
Какие основания могут послужить для назначения внеплановых и выборочных проверок?
Внеплановые проверки назначаются в соответствии с п. 12 Указа № 510, при наличии у Департамента информации, в т.ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, а при отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.
Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.
Выборочные проверки проводятся в соответствии с планами выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета госконтроля либо его органов. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.
Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?
Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Критерии оценки степени риска субъектов для проведения выборочных проверок разработаны каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.
Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно, только если сумма баллов, набранных субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т.е. если субъект относится к высокой степени риска. В отношении субъектов, не имеющих риска, или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.
Что такое чек листы и как ими пользоваться?
Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки (проверяющими, представителями надзорного органа и представителями проверяемого субъекта).
С чек-листами (контрольными списками вопросов) проверяемый субъект может ознакомиться на сайте Департамента.
Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических актов. Формулировки таких требований исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).
Чек-листы, направляемые проверяемому субъекту для заполнения при планировании и при проведении проверок, позволяют проверяемому субъекту оценить соблюдение им требований законодательства о труде и об охране труда.
А поскольку чек-листы направляются при планировании выборочных проверок, то проверяемый субъект имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует его деятельность требованиям законодательства о труде и об охране труда или нет. Если нет, то проверяемый субъект до начала проверки может скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, исправить, устранить недостатки еще до прихода проверяющих.
За какой период могут проводиться проверки?
Нормами законодательства определено, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).
Следует также учитывать, что проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (часть вторая п. 16 Указа № 510).
В предписании на проведение проверки указывается проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (абз. 8 части третьей п. 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510; далее – Положение № 510).
Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении внеплановой и выборочной проверки и в какой срок?
Законодательно обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки отсутствует.
Что же касается выборочной проверки, то согласно нормам п. 22 Положения № 510 в адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.
Сведения, которые должно содержать уведомление о проведении проверки, закреплены п. 23 Положения № 510.
В уведомлении должны быть указаны:
– наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
– наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);
– месяц начала проверки;
– проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);
– указание на основание проведения проверки (пункт плана выборочных проверок);
– исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.
Форма уведомления установлена Советом Министров Республики Беларусь.
Имеет ли право проверяемый субъект перенести дату проверки в связи с наличием уважительных причин, препятствующих ее проведению?
Законодательно закреплена обязанность проверяемого субъекта по обеспечению возможности проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении.
Вместе с тем на практике порой возникают ситуации, когда проверяемый субъект не может обеспечить доступ и возможность проведения проверки соответствующим органам.
По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению выборочной проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения выборочной проверки (п. 31 Положения № 510).
Представителем проверяемого субъекта является его руководитель (как юридического лица, так и его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта (абз. 10 п. 2 Положения № 510).
Проверяющим органом о принятом решении по заявлению проверяемого субъекта сообщается не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только 1 раз (п. 31 Положения № 510).
Законодательством не предусмотрен перечень уважительных причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки.
Обращаем внимание, что уважительность причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки, оценивает проверяющий орган.
Полагаем, что длительная болезнь, нахождение уполномоченных должностных лиц проверяемого субъекта в учреждении здравоохранения на стационарном лечении, задержание правоохранительными органами указанных лиц проверяемого субъекта могут быть расценены как уважительные причины, указываемые в заявлении проверяемым субъектом. К заявлению целесообразно приложить копии документов, подтверждающих причины, препятствующие проведению выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом.
Как проводятся проверки при неблагоприятной эпидемиологической обстановке?
Проведение Департаментом проверок осуществляется с учетом методических рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции, распространяющихся на работников и посетителей коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, а также индивидуальных предпринимателей, направленных на снижение рисков распространения инфекции, сохранение здоровья в условиях пандемии и используемых в деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами, имеют право знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения (подп. 9.2 п. 9 Положения).
Помимо изучения документации проверяемого субъекта, Департаменту в ходе проведения проверки необходимо осуществлять посещение и осмотр территории, служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта, с целью установления соблюдения (несоблюдения) проверяемыми субъектами требований законодательства.
В ходе проведения проверок используются также следующие способы:
– проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
– истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий, выписок из них), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;
Отметим, что в тех случаях, когда в связи с многочисленными случаями заболеваемости работников, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в проверяемом субъекте работники трудятся дистанционно, то документы могут быть истребованы надзорным органом и направлены проверяемым субъектом посредством использования электронной связи. Однако это не исключает необходимость представления в надзорный орган оригиналов документов при определенных обстоятельствах;
– истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
– привлечение экспертов, специалистов, назначение экспертиз (исследований);
– получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
– вызов в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
– использование при проведении проверки технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, для надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
– изъятие у проверяемого субъекта подлинников документов (иных носителей информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо истребование выписок из них или копий;
– истребование письменных и устных объяснений (разъяснений) от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.
Фиксация устных объяснений должностных лиц и работников проверяемого субъекта также может осуществляться посредством звуко- и видеозаписи, в т.ч. в случае невозможности личного присутствия опрашиваемых лиц;
– проведение отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
– иные способы выявления и пресечения нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Какие документы выдаются по окончании проверки? Кому может быть адресовано возражение, если проверяемый субъект не согласен с актом проверки или требованием (предписанием), изложенным в предписании?
По результатам проведения внеплановой или выборочной проверки в течение 5 рабочих дней структурным подразделением Департамента составляется акт (справка) проверки, который(-ая) в течение 2 рабочих дней вручается проверяемому субъекту.
Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в проверяющий орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения № 510).
Структурным подразделением Департамента на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносится решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.
Решение или требование (предписание) составляется и вручается в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений – в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям (п. 73 Положения № 510).
Субъектам хозяйствования предоставлено право на обжалование требования (предписания) (части первая, вторая п. 78, часть первая п. 79 Положения № 510).
Так, для обжалования проверяемый субъект для начала должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (в течение 30 календарных дней со дня его вынесения). Обжалование решения по жалобе осуществляется через суд в порядке и сроки, установленные законодательством.
Возможен ли перенос сроков исполнения требования (предписания)?
Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности обязаны исполнять каждый пункт требования (предписания) об устранении нарушений в определенные в нем сроки, а также в письменной форме сообщать об их выполнении с приложением подтверждающих документов. Также наниматель должен предоставить проверяющему органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (п. 73 Положения № 510).
Сроки устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, могут быть перенесены по инициативе проверяемого субъекта только 1 раз. При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в требовании (предписании), в установленные в нем сроки, проверяющим органом может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений (п. 74-1 Положения № 510).
Для того чтобы данные сроки были перенесены, проверяемому субъекту необходимо обратиться с заявлением не позднее 3 рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании (предписании), в проверяющий орган. Заявление должно содержать причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки.
Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается проверяющим органом не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 74-1 Положения № 510).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение требования (предписания), а также непредоставление ответа об исполнении (неисполнении) требования (предписания) влекут в отношении уполномоченного должностного лица проверяемого субъекта административную ответственность, предусмотренную ст. 24.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Какое наказание ожидает нанимателя, если он откажется представлять затребованные государственным инспектором документы?
С 01.03.2021 за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, повлечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (далее – БВ).
Вместе с тем согласно норме ст. 24.11 КоАП не является административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более 3 рабочих дней.
Какая ответственность наступит за нарушения требований законодательства о труде и об охране труда?
За нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или ИП требований по охране труда повлечет наложение штрафа от 5 до 40 БВ (ч. 1 ст. 10.13 КоАП), за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или ИП требований по охране труда, повлекшее травмирование работающих, – применение санкции в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ (ч. 2 ст. 10.13 КоАП), а вышеназванное нарушение, совершенное иным работающим, согласно ч. 3 ст. 10.13 КоАП – до 5 БВ.
Будет ли назначена проверка, если наниматель обратиться в ДГИТ с запросом по вопросу разъяснения той или иной нормы законодательства?
Следует отметить, что Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (в редакции от 24.07.2020) (далее – Закон) распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в т.ч. поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения (ст. 2 Закона).
Справочно: обращаем внимание на то, что с 02.01.2023 Закон будет действовать в новой редакции от 28.06.2022 № 176-З.
Нормы законодательства разрешают обратиться как в устной, так и в письменной или электронной форме.
Решение о назначении и проведении внеплановой проверки может быть принято по основаниям и в случаях, определенных Указом № 510.
Поручение на проведение проверки может быть дано, проверка – назначена при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения или факты возникновения угрозы причинения либо причинения вреда либо после подготовки внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки (подп. 12.2 п. 12 Указа № 510). При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.
Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее 5 рабочих дней направляются организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы (п. 5 ст. 10 Закона).
Таким образом, не каждое обращение может повлечь за собой принятие решения о назначении проверки.
Может ли должностное лицо нанимателя обратиться в ДГИТ устно за разъяснением норм законодательства о труде? Какие документы необходимо представить для устной консультации?
Нормами законодательства разрешено обращение представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с целью получения консультации по вопросам законодательства о труде.
Устные обращения излагаются в ходе устного приема.
Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения (п. 2 ст. 14 Закона).
Необходимость представления тех или иных документов оценивает уполномоченное должностное лицо нанимателя.